История одного плаката


«Ты записался добровольцем?» — плакат Дмитрия Моора, созданный в 1920 году для Красной армии, стал эталоном агитационного искусства. Однако прототипы этого произведения появились на шесть лет раньше и на другой территории

1914 год. Великобритания

«Ты нужен своей стране!»

Автор: Альфред Лит
Сверлящий взгляд и указующий перст, да еще в перчатке! Появление нового военного министра Великобритании лорда Китченера на обложке сентябрьского номера журнала London opinion за 1914 год было вызывающим. Но министру не до церемоний — 4 августа 1914 года страна вступила в Первую мировую войну, имея лишь небольшую регулярную армию. Став министром, Китченер сразу же начал кампанию по призыву добровольцев. Позже на основе журнальной обложки работы Альфреда Лита был создан рекрутинговый плакат «Британец! Вступай в армию своей страны. Боже, храни короля!». Плакаты появились на улицах. Добровольцы выстраивались в очереди на призывных пунктах. Всех набранных в 1914–1915 годах называли «армией Китченера».

1915 год. Великобритания


«Кто отсутствует? Не ты ли?»

Автор неизвестен

Постепенно энтузиазм добровольцев, призванных лордом Китченером, спадал. В конце 1915-го министра на плакате сменил так называемый Джон Булль — собирательный образ «настоящего англичанина». «Кто отсутствует? Не ты ли?» — спрашивал Булль. Но надежды, возложенные на нового персонажа, не оправдались — добровольцев не прибавилось. Пропаганда не спасла страну от введения обязательной воинской повинности.

1916 год. США


«Что ты делаешь для готовности?»
(обложка журнала Leslie`s)

Автор: Джеймс Монтгомери Флэгг

Ход британцев повторили в США. К согражданам с обложки июльского номера журнала Leslie`s в 1916 году обратился «дядюшка Сэм»: «Что ты делаешь для готовности?» Страна еще не вступила в войну, но уже несла потери — британское судно «Лузитания», вышедшее из Нью-Йорка в Ливерпуль, было потоплено торпедой немцев. Среди пассажиров много американцев. В апреле 1917-го и эта журнальная обложка превратилась в рекрутинговый плакат «Ты нужен мне в американской армии!». Адрес ближайшего пункта по набору добровольцев писали на каждом плакате от руки. За годы войны в США выпустили 4 миллиона таких плакатов, а художник Джеймс Монтгомери Флэгг прослыл «автором самого знаменитого постера в мире».

1917 год. Италия


«Выполните свой долг! Подпишитесь на заем в Credito Italiano

Автор: Ашилль Мозан

Вслед за американцами поддались соблазну использовать успешный прием и в Италии. Правда, новая версия оказалась не столь категорична. Плакат призывал отдать не жизни, а кошелек: «Выполните свой долг! Подписки на заем принимаются в „Кредито Итальяно“». Деньги нужны для войны не меньше, чем люди.

1919 год. Германия


«Ты тоже должен вступить в рейхсвер!»

Автор: Юлиус Энгельгард

Противники Антанты — немцы — вступили в агитационную игру уже после окончания Первой мировой. По условиям Версальского мирного соглашения, в стране запрещалась воинская повинность. Для пополнения рядов рейхсвера необходимы были добровольцы.

1919 год. Россия


«Отчего вы не в армии?»

Автор неизвестен

В России первый рекрутинговый плакат «с указующим перстом» вышел лишь в Гражданскую войну. Авторы не постеснялись двойного заимствования: на плакате белогвардейский офицер повторяет жест лорда Китченера (постер 1914 года) и позу итальянского военного (призыв к займу 1917 года).
Красная армия в ответ выпустила свою агитку — тот самый, ставший знаменитым, плакат «Ты записался добровольцем?».

1920 год. РСФСР


«Ты записался добровольцем?»

Автор: Дмитрий Моор

Дмитрий Моор создал плакат за одну ночь в конце июня 1920 года в трудный для Красной армии период: на Западном фронте — разгар польской операции, на Южном — успешные действия Врангеля. Рабоче-крестьянская армия остро нуждалась в добровольцах. Плакат обеспечил их. «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами», — сообщал Моор в своей автобиографии.

1932 год. Бразилия


«Вы обязаны исполнить долг. Спросите свою совесть!»

Автор неизвестен

Плакат призывает в ряды революционного конституционалистского движения M.M.D.C. Оно возникло в Сан-Паулу в мае 1932 года. Толчком стала гибель молодых людей, участвовавших в митинге против временного правительства Жетулиу Варгаса. Название движения — аббревиатура, сложенная из первых букв фамилий погибших демонстрантов. В ряды восставших конституционалистов записалось более 200 тысяч добровольцев. Через пять лет визуальный прием повторили уже профашистские бразильские партийные чиновники. Их плакат был со слоганом: «Ты нужен Бразилии! Без интегрализма нет национализма».

1941 год. СССР


«Ты чем помог фронту?»

Автор: Дмитрий Моор

Во Второй мировой войне образы, наработанные во время Первой мировой, пригодились: «дядюшка Сэм» вновь позвал американцев. Моору тоже пришлось достать из архива свой плакат, «переодеть» гвардейца в новую форму и заменить слоган. Но былого успеха повторить эта версия не смогла. Главным плакатом Великой Отечественной стал другой — «Родина-мать зовет».




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //