История ледяного авианосца


В годы Второй мировой войны Великобритания пребывала в некоторой изоляции и столкнулась с нехваткой стали для строительства кораблей. В 1942 году премьер-министр Уинстон Черчилль и его друг, командир 5-й флотилии эсминцев Королевского флота лорд Луис Маунтбеттен, по совместительству занимавшийся разработкой специальных операций, даже обсуждали использование айсбергов для обустройства на них аэродромов.

Предполагалось спиливать верхушку ледяной горы и сажать туда самолеты для прикрытия идущих в высоких широтах конвоев, а заодно приделать к айсбергу двигатель, поставить средства связи, обустроить помещения для команды и питание от дизельных электростанций. Получился бы практически непотопляемый авианосец. Ведь, чтобы расколоть такую массу льда, противнику пришлось бы истратить невероятное количество бомб или торпед.

Сам по себе айсберг живет в северных водах до двух лет. Однако по мере подтаивания нижней части он может перевернуться с катастрофическими последствиями для людей, да и мощность двигателей должна быть огромной для управления движением такой махины.

Строение авианосца

И тут очень кстати вспомнили о предложении английского инженера Джеффри Пайка, служившего разведчиком в ведомстве лорда Маунтбеттена. Пайк еще в 1940 году придумал удивительный композиционный материал — пайкерит. По сути, это смесь примерно из 20% деревянных опилок и 80% самого обычного водяного льда.

Замороженный «грязный лед» оказался в четыре раза прочнее обычного, благодаря низкой теплопровод­ности он медленно таял, не был хрупким (его даже можно было в известных пределах обрабатывать ковкой), а взрывную стойкость имел сопоставимую с бетоном. Идею сначала высмеяли, но лорд Маунтбеттен в 1943 году притащил кубик пайкерита на конференцию союзников в канадском Квебеке.

Демонстрация получилась впечатляющей: офицер поставил рядом пайкерит и такой же по размерам блок обычного льда, отошел подальше и расстрелял оба образца из револьвера. От первого же попадания водяной лед разлетелся вдребезги, а от пайкерита пуля рикошетировала без всякого вреда для образца, ранив одного из участников совещания. Так и американцы с канадцами согласились участвовать в проекте.

Заказ на разработку эскизного проекта ледяного авианосца был выдан британским адмиралтейством в конце 1942 года. Джеффри Пайк предполагал построить из своего фирменного материала корабль длиной 610 м и шириной 92 м. Его водоизмещение составило бы 1,8 млн тонн, и он был бы способен принять на борт до двух сотен самолетов.

Стабильность корпуса обеспечивали бы холодильные установки с проложенной в бортах и днище сетью трубок для хладагента. А в остальном это был бы вполне традиционный корабль с двигателем, винтами, зенитным вооружением и кубриками для экипажа. Проект получил кодовое название «Аввакум». Потом предполагалось построить целый флот таких кораблей, только уже намного крупнее: длина 1220 м, ширина 183 м, водоизмещение — несколько миллионов тонн. Это были бы настоящие гиганты, непотопляемые исполины океана.

Для начала в Канаде на озере Патриция-Лейк была построена модель судна: 18 м в длину, 9 м в ширину, а вес — жалких 1100 тонн. Модель строили летом, чтобы проверить поведение пайкерита в теплое время года. Маленький «Аввакум» тоже имел деревянный каркас, сеть трубок для охлаждения пайкеритовых блоков корпуса и двигатель. 15 человек сумели построить его за два месяца.

Эксперимент завершился успешно, доказав принципиальную реализуемость проекта. Но потом стали считать деньги. И вот тут оказалось, что пайкеритовые корабли получаются намного дороже стальных, к тому же для постройки даже одного авианосного соединения пришлось бы извести на опилки чуть ли не все леса Канады!

Кроме того, в конце 1943 года дефицит металла удалось преодолеть. Так что в декабре 1943-го проект «Аввакум» был закрыт, и сегодня о нем напоминают только деревянные и железные обломки модели на дне озера Патриция-Лейк, которые в 1970-х годах нашли аквалангисты.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //