История Имперской антарктической экспедиции 1914

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Сэр Эрнест Шеклтон, капитан, исследователь и джентельмен.

Имперская трансантарктическая экспедиция 1914-1917 года под руководством Эрнеста Шеклтона, считается последней экспедицией эпохи Золотого века полярных исследований. Она стала примером профессионализма полярников, сумевших выжить в нечеловеческих условиях. Однако, так как в это же время в Европе гремела I Мировая война, экспедиция Шеклтона прошла практически незамеченной.

Исследование Антарктики — дело хлопотное даже сейчас, а уж раньше так и вообще требовало нечеловеческой выносливости, крепкого здоровья и везения.

Чтобы собрать команду для своей экспедиции, Шеклтон дал объявление в английские газеты следующего содержания: «Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон». Число заявок перевалило за 5000, причем были и от женщин. В конечном итоге было сформировано две команды по 28 человек каждая.

Экспедиция получила название Имперская трансантарктическая. Называлась она так потому, что к Южному полюсу несколькими годами ранее уже добрался Роальд Амундсен, и Шеклтон лелеял еще более амбициозный замысел: пересечь Антарктиду, что составляло примерно 2900 км по льду.

Экспедиция состояла из двух кораблей: вместе с «Эндьюранс» в путь отправился корабль «Аврора», он должен был заложить запасы продовольствия, которыми бы питались члены экспедиции на обратном пути. Но как это часто бывает, что-то пошло не так.

«Эндьюранс» прокладывает путь во льдах моря Уэддела.

Экспедиция началась 8 августа 1914 года. «Эндьюранс» планировал подойти к побережью моря Уэддэла, перезимовать в Заливе Фазеля и следующим антарктическим летом выступить к Южному полюсу. 6 человек и 69 собак на 4 моторных санях собирались пересечь континент и выйти к морю Росса, где их должны были ждать склады продовольствия, оставленные «Авророй». Сам второй корабль должен был подобрать экспедицию возле ледника Бирдмора.

Команда корабля расчищает путь «Эндьюранс» от льда.

Однако уже в начале декабря «Эндьюранс» столкнулся с неожиданно плотными льдами. 2 месяца вмерзший корабль дрейфовал на север, и 24 февраля Шеклтон приказал готовиться к зимовке на льду: ездовые собаки были перемещены в специально построенные будки, а команда развлекалась тем, что проводила всевозможные игры и состязания. Были введены обязательные лыжные прогулки при лунном свете, ставились любительские спектакли и неукоснительно отмечались разные события.

Команда и ездовые собаки.

Фотограф Фрэнк Херли сделал ряд впечатляющих снимков пейзажей и команды во время вынужденного стояния корабля. Тогда капитан еще полагал, что они дождутся лета и снова попытаются достигнуть залива Фазеля. Но к лету возникла опасность, что из-за движения льда корабль может быть раздавлен. К середине осени стало очевидно, что это лишь вопрос времени.

Корабль во льдах.

27 октября 1915 года Шеклтон приказал покинуть корабль, так как его сжало льдами так, что находиться на нем далее уже не имело смысла. Тем временем запасы продовольствия подходили к концу, капитану пришлось лично пристрелить корабельного кота, принадлежавшего плотнику, и щенков ездовых собак.

Фрэнк Уайлд у обломков корабля.

Переход был очень сложным, так как лед представлял собой сплошной лабиринт валов и торосов, двигаться по которым, тем более с грузом, было практически невозможно. Поэтому экипаж «Эндьюранс» стал на льду лагерем, который был назван «Лагерь Терпение», и 27 ноября корабль затонул. Уже не было речи о том, чтобы продолжить операцию, перед членами экспедиции стояла более приоритетная задача — выжить.

Команда тянет на санях шлюпку во время перехода.

8 апреля льдина, на которой находился лагерь, раскололась, причем палатки и запасы продовольствия, остались на меньшей ее части, продолжавшей разрушаться. 9 апреля люди погрузились на шлюпки и через лабиринт из льда и открытых участков воды отправились к острову Элефант. Этот остров был необитаемым и населяли его только тюлени и пингвины, но другого выбора у команды не было.

Тридцатиградусный мороз и отсутствие пищи (ездовые собаки к тому времени уже были съедены) не давали возможности отправляться на более длинные расстояния.

До ближайшей суши, населенной людьми, — Южной Джорджии, было 1480 км, и 24 апреля 1916 года Шеклтон приказал подготовить одну из шлюпок к плаванию. С командой из пяти человек он отправился в рискованное плавание, чтобы привести помощь. Оставшиеся члены экипажа оставались ждать возвращения друзей.

Шеклтон и четыре члена экипажа отправляются к Южной Георгии.

Команда Шеклтона в течение 14 дней боролась с ураганным ветром, штормовыми волнами. Маленькая лодка (не предназначенная для подобного плавания) постоянно норовила опрокинуться под весом намерзающего льда. Когда экипаж успешно доплыл до Южной Джорджии, им пришлось предпринять 36-часовой марафон, чтобы добраться до человеческих поселений. Поход был очень тяжелым ещё и потому, что у путешественников не было карт, и постоянно приходилось обходить ледники и горные обрывы.

20 мая Шеклтон и два его спутника добрались до цивилизации. На спасение экипажа, оставшегося на острове Элефант, ушло еще 3 месяца, но все люди были подобраны китобойными судами.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //