История армянского царства


Киликийское царство – армянское феодальное княжество, а затем царство, существовавшее в Киликии с 1080 до 1375 гг., равнинная Киликия – до 1515-го. Возникло в начале XI века в результате массового бегства армян с территории Армении, вызванного нашествием сельджуков, а также захватом Византией Васпуракана, Ани и Карса и переселением армян в западные области империи. Столица Сис. Христианское государство, возникшее среди мусульманских соседей, просуществовало три века, которые оказались очень бурными.

Во второй половине XII в. Киликия настолько усилилась, что другие армянские княжества вынуждены были подчиниться ему. В Киликии постепенно складывалась армянская раннефеодальная монархия и иерархическая феодальная система, возглавляемая Рубенидами. Наибольшего расцвета царство достигло при Левоне II. Однако внутренние конфликты привели к тому, что в 1375 году в борьбе с египетскими мамлюками Киликийское царство пало. Горная Киликия была захвачена Османской империей в XIV веке, но равнинной Киликии удавалось отстоять свою самостоятельность вплоть до 1515 года.

“Киликийская Армения располагалась на северо-востоке побережья Средиземного моря, в юго-восточном углу Малой Азии. Она находилась на стыке трех частей света: Азии, Европы и Африки. С трех сторон Армянскую Киликию окаймляли горы: на западе и севере – Киликийский Тавр, на северо-востоке – отроги Антитавра, а на юго-востоке – Аманский хребет.

“Килаку” – первое упоминание об этой стране можно найти в клинописи ассирийского царя Салманасара III, завоевавшего в 834 г. до н. э. Киликию.

Затем о ней вспоминают Геродот и Гомер, Ксенофонт и Страбон, пишут Марко Поло, Вениамин Тудельский, русские летописцы. Ее богатства и выгодное географическое расположение разжигали алчность завоевателей. Киликию. сокрушали, делили, застраивали и снова сокрушали. Чего только не испытывал этот клочок земли…

В древности Киликия входила в состав Хеттского царства, затем – Ахеменидского Ирана. Позднее она была включена в державу Александра Македонского и Кира Младшего. После распада империи Александра Великого Киликия находилась под властью Селевкидов, затем – Римской империи.

В середине XI в. Киликия была объектом борьбы между Византией, арабами и сельджуками. Завоеватели не только разрушали, но и созидали. Они воздвигали храмы, мосты, водопроводы, военные дороги. Это делалось для собственных нужд, пользы. Но завоеватели уходили из страны, а сделанное ими оставалось. Впрочем уходили не все. На этой щедрой земле многие нашли свою вторую родину, и вместе с ними прижились их привычки и традиции.

Киликия… Это был необычный тип армянского государства, и возникновение его было также необычным. Его прошлое имеет далекую предысторию. Еще в I в. до н. э. Киликия, в то время римское владение, была завоевана армянским царем Тиграном Великим (95-56 гг. до н. э.). При нем Армения достигла наибольшего расцвета. Киликия открыла путь армянам в восточные страны, к Евфрату и Тигру, центральным караванным путям.

Рим сделал все, чтобы отвоевать ее у Тиграна Великого. Но армянские переселенцы, пришедшие с войском, остались жить на этой земле. С веками число их не убывало. Они строили свои монастыри, школы, говорили на родном языке, отстаивали свою веру. А при византийских императорах армян в этих краях стало еще больше.

Захватив Васпураканское царство и желая его ослабить, византийцы насильственно сгоняли армян в Киликию. “Греки, – писал армянский историк X в. Товма Арцруни, – жаловали армянским феодалам земельные наделы, чины, придворные должности. Взамен их городов -крупные города, взамен крепостей – неприступные крепости и еще округа, селения, поместья, монастыри. Треть населения Васпуракана, крупнейшей области Армении, в 1021 г. была переселена в Каппадокию – 4 тысячи селений, 72 замка, 8 городов”.

В 1042 г. греки пытались захватить Ани, знаменитую столицу Армении. В открытой схватке им не удалось покорить армянское войско, и они прибегли к испытанному средству – вероломству. Хитростью и обманом греки заманили анийского царя Гагика II в Константинополь, якобы для заключения дружественного договора, а затем насильственно заставили армянского царя отказаться от власти, предложив взамен его царства два каппадокийских города. Чуть позже Гагик II был убит.

Вторжение сельджуков в Великую Армению началось в середине XI в. К 1065 г. варвары-сельджуки завоевали почти всю страну. Запылали в огне города и нивы, караваны тысяч обездоленных армян двинулись из Великой Армении на юг, к своим соотечественникам, в Киликию.

Вместе с горсточкой родной земли, вместе со священными реликвиями уносили армяне-беженцы и древние рукописи. Страницы этих пергаментных скитальцев, местами сожженные, покрытые кровью, их росписи, живые и образные, несли в себе дух времени и страны Арарата. Люди шли, желая возродить свое славное прошлое там, за горами Тавра, где царил мир, жила надежда на будущее.

Вряд ли могли предположить греки, что предпринятые ими действия обернутся против них самих. Возникшие в Каппадокии, Сирии, Месопотамии и Киликии армянские княжества все усиливались. Прилив армян в эти княжества нарастал. Особенно после вторжения турок-сельджуков в Армению и Малую Азию.

Развалины Аназарба — столицы княжества Рубенидов

Один из приближенных царя Гагика князь Рубен в ответ на вероломное убийство своего царя захватил в Киликии, в горах Тавра, крепость Бардзрберд (Высокая крепость). “В дальнейшем ему удалось не только удержать свои завоевания, но и расширить их. Так, вдали от прародины, зародилось новое армянское государство, которое впоследствии европейские хронисты называли королевством. В 1080 г. князь Рубен провозгласил Киликию независимым армянским государством.

В 1113 г. из Великой Армении в Киликию был перенесен патриарший престол. В Киликии, как и в Великой Армении, армяне усердно посещали церковь.

В 1149-1292 гг. патриарший престол католикоса Армении и Киликийского армянского государства находился в крепости Ромкла. Киликийские мастера строили храмы, удивительные шедевры армянской архитектуры.

Армения на берегах Средиземного моря – Армения пальм, кипарисов и олив. Где яркое солнце, лазурь небесная и морская отражались в характерах людей, в искусстве. Где жили выходцы из разных земель, разные народы, принесшие в армянский мир свои представления и краски. Сирийцы и греки были землепашцами, венецианцы и генуэзцы содержали таверны и кузницы, евреи занимались торговлей. На небольшом клочке земли уживались разные обычаи, вероисповедания, предрассудки, этнопсихологии, культуры. Ревностно оберегая свои традиции и язык, киликийцы в то же время свободно говорили на французском, итальянском, греческом и арабском языках. Они одевались на европейский лад, придерживались рыцарских обычаев. Для армянской страны это необычно, но так было…

Вещи из Армянской Киликии найденные при раскопках в Бердянске и Херсонесе.

Могучие цепи Тавра, отроги Антитавра и Аманский хребет отгораживали Киликийскую Армению от мусульманского окружения, защищали от греческих вторжений. Несмотря на ревностное отношение к своим национальным традициям, языку, вере, взор Киликии с надеждой был обращен к молодой Европе.

Армянский язык был государственным в стране, и по-армянски говорили все. Но многие документы составлялись на латинском, французском и итальянском языках. Генуэзские и венецианские купцы пользовались здесь особыми льготами, крестоносцы чувствовали себя как дома, киликийцы наивно верили в их благие намерения. Крестоносцам помогали жильем и продовольствием, участвовали вместе с ними в походах, строили для них замки и укрепления. Время показало истинное лицо “освободителей гроба Господня”. Но тогда им верили. Были и противники чрезмерной европеизации страны. Однако европейский дух все глубже проникал в умы киликийцев, все больше отражаясь на их быте и образе жизни.

Могучие цепи Тавра, отроги Антитавра и Аманский хребет отгораживали Киликийскую Армению от мусульманского окружения, защищали от греческих вторжений. Несмотря на ревностное отношение к своим национальным традициям, языку, вере, взор Киликии с надеждой был обращен к молодой Европе. Армянский язык был государственным в стране, и по-армянски говорили все. Но многие документы составлялись на латинском, французском и итальянском языках. Генуэзские и венецианские купцы пользовались здесь особыми льготами, крестоносцы чувствовали себя как дома, киликийцы наивно верили в их благие намерения. Крестоносцам помогали жильем и продовольствием, участвовали вместе с ними в походах, строили для них замки и укрепления. Время показало истинное лицо “освободителей гроба Господня”. Но тогда им верили. Были и противники чрезмерной европеизации страны. Однако европейский дух все глубже проникал в умы киликийцев, все больше отражаясь на их быте и образе жизни.

На европейский лад был преобразован и государственный уклад в Киликии. Здесь было организовано государство на принципах армянского государственного права. Вместе с тем, армяне переняли некоторые правовые принципы феодального Запада, торговые обычаи городов Европы. У киликийских армян, как у франков, существовали титулы коннетаблей (гундстабль (арм.) – эта должность соответствовала греческому стрателату или французскому генералиссимусу; главнокомандующий вооруженных сил страны, первый помощник и заместитель царя в военном деле), канцлеров (джанцлер (арм.) – стоял во главе высшей магистратуры, одновременно ведал и иностранными делами, у него хранилась государственная печать), маршалов (мараджахт (арм.) – первый помощник гундстабля, возглавлявший интендантскую службу, ведал формированием войсковых частей и снабжением армии, с середины XIII в. – непосредственный начальник конницы и спасалар), сенешалей (сенескал или сенестджал (арм.) – один из советников царя, его мажордом, ведал экономикой всей страны, осуществлял высший надзор над государственным бюджетом).

Порты Киликийской Армении – пестрые, многоязычные, кипучие… Айяс и Корикос на берегу Средиземного моря, Таре на реке Кидн и Маместия на реке Пирам, Адана на реке Сар и Селевкия на реке Каликадн – они всегда были переполнены судами со всех концов земли. Марин Сануто, итальянский писатель XIV в., перечисляет в своей книге 25 портов Киликийской Армении. Сегодня большинство из них лежат в развалинах, исчезли под землей, но тогда они были известны всему миру. На Киликию смотрели как на оплот армянского мира.

Таким образом, с 1080 по 1375 гг. в Киликии существовало Армянское царство, оставившее глубокий след в истории армянского народа. Киликийская Армения пала под ударами египетских мамелюков. К началу XV в. Киликия была завоевана турками-османами и входила в состав Аданского вилайета, район Мараша Османской империи. В 1880 г. Киликия была включена в состав Алеппского (Халебского) вилайета Оттоманского государства. Ныне Киликия составляет юго-восточный регион Турции. За столетия иноземного владычества в Киликии, помимо турок, обосновались курды, цыгане, черкесы.

Битва армян с мамлюками. Принц Торос убит (справа внизу), принц Левон III (будущий король Левон II) — захвачен в плен (в центре)

Киликийская Армения – это яркая страница истории армянского народа. Армяне не могли смириться с утерей государственности под ударами превосходящих сил мощных держав. Опустошительные нашествия сельджуков и монголов с их варварскими методами грабежа и массовых убийств стали причиной возникновения нового армянского государства в Киликии, куда армяне переселились огромными массами.

Армения на берегах Средиземного моря привлекала взоры не только грозных соседей, но и католической Европы. Эпоха Киликийской Армении связана с историческим периодом крестовых походов, во время которых Киликия превратилась в бастион для защиты Запада от нашествия турок-сельджуков. Однако для этого необходимо было иметь солидную вооруженную силу, чего недоставало у армянского царя.

На военно-политическую помощь западных королей армянский киликийский король мог рассчитывать только в случае принесения в жертву религиозной обособленности армян, т. е. армянскую церковь, за которую армяне боролись на протяжении веков. Папа Римский желал использовать тяжелое положение армянского государства и заставить армян признать авторитет католической церкви.

В безвыходном положении армянский король и католикос Сиса признают верховенство Папы и римской церкви над армянами и армянской церковью. После получения Иннокентием III заверений армянского короля и католикоса о признании верховенства Папы, последний обещал Армении скорую помощь западных королей. Время шло, помощи не было.

Запад не оказал никакой помощи Армении, с какой целью армяне только и соглашались стать католиками. В итоге обмана наступает крутой поворот в политике армянского короля по отношению к католикам и всему католичеству. Король Луизинян начинает преследование католиков. Он был отлучен от католической церкви. В защиту своего короля выступило армянское духовенство и весь народ. Армения отказалась от духовного подчинения Папе Римскому.

Опыт истории киликийского царства весьма поучителен. Во-первых, он свидетельствует, что национальное государство можно построить и не на исторической родине. Впервые в мире эту идею реализовали армяне. Во-вторых, киликийские армяне доказали, что из политических соображений нельзя отказываться от веры, ибо нации грозит гибель, а обещания о помощи за вероотступничество, как правило, не выполняются. В-третьих, история Киликийской Армении – яркий образец своеобразного моста между Западом и Востоком, здесь сочетались азиатская и европейская культуры”.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //