Дети в век интернета

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Предлагаю выдержки из статьи психолога Елены Зайтовой, написанной после просмотра видеолекции психолога Анны Варга.

Мне всю жизнь были близки идеи, занятия – полезные и приятные как взрослым, так и детям.

Мне очень симпатична мысль о том, что со взрослыми и с детьми стоит разговаривать одинаково: так чтобы понятно было и пятилетнему, при этом с вниманием и уважением.

Когда я работаю с детьми, мне приятнее называть себя семейным психологом, нежели детским. Как говорил Януш Корчак: «детей нет – есть люди».

И тут: совершенно шикарная лекция про то, что произошло с детством за последние триста лет и сейчас при появлении телевидения и интернета. Отчего так высока сейчас тревога у родителей, что происходит с авторитетом родителей, когда всю информацию ребенок может найти сам в интернете, включая даже советы и поддержку. И что делать, чему же все-таки еще можно и нужно научить ребенка.

Я предполагаю, что эти идеи могут вызвать разные чувства, поскольку тема непростая.

«… нет разницы в информации которой обладают взрослые и информацией, которой обладают дети. Детство как социальная категория стала исчезать, потому что нет зазора информационного между этими человеческими группами».

«Никакая стабильность не нужна. Теперь надо быть мобильным, перемещаться территориально, быть свободным».

«Поскольку меняется тип культуры, дети и их родители это люди обычно разных поколений у родителей очень высокая культура, потому что они чувствуют свою неадекватность и не очень понимают, что они этому ребенку могут дать, кроме карманных денег».

» Мы видим детей которые сидят ночью в интернете, а днем спят. Родителей это приводит в ужас. Но с точки зрения статистики это норма. Это статистическая норма. И на западе, и в Японии, и у нас. Социализация в интернете это нормальный теперь вариант социализации».

«Семья может давать ребенку эмоциональное воспитание. Это те качества, которые ему нужны в этой текучей современности. Ну и семья может сделать младенчество правильным:

- дать здоровье младенцу, научить его радоваться движению, тогда он будет с удовольствием заниматься спортом,

- до 7-8 лет привить какие-то свои вкусы, увлечения, ценности,

- создать чувство базовой безопасности.

Эмоции которые находятся в семье – это то, чему ребенок подражает. Это тоже своего рода биология. Как люди выражают гнев, нежность, поддержку. Он этому научится. Мы не умеем этому учить специально. Дети не включены в какой-то общий процесс, потому что семьи вышли на уровень жизни, а не выживания. Теперь семья не выживает, а живет. А ребенка воспитывает няня. И вместе с родителями он только развлекается».

Что делать. «Отказаться от идеи воспитания. И прийти к идее выращивания. Его надо вырастить, дать ему здоровье, обеспечить безопасность, лечить его, ну и по возможности научить его тому, чему не учат в школе: социально одобряемым занятиям (теннис, лыжи, показать кусочек мира) и сохранять контакт ради контакта «Как дела – все в порядке». Пусть поверхностный контакт, но он должен быть, чтобы ребенок в трудные минуты мог обратиться. Ну и последнее нам нужно предоставить ребенка его судьбе».

Мне очень нравятся описания культур и подходы к воспитанию, где для детей не создается отдельный мир, а только лишь предлагаются вещи и задания соизмеримые с их размером, и возрастом. Начиная от обустройства дома, когда у ребенка есть свой низкий шкафчик для одежды, низкий крючок для полотенца, своя настоящая посуда и заканчивая образованием, когда он подмастерье с малых лет, а не специалист без опыта работы в свои 23.

И в то же время наша культура сильно обогатилась бы, если б у взрослых было больше развлечений наподобие детским: если бы не платя никому никаких денег, а просто собираясь вместе, взрослые чаще бы танцевали, пели, играли в городки, в тарелочку, катались с горок, качались на качелях, прыгали на батутах. Мне очень давно хочется создать взрослую детскую площадку.

И конечно, прекрасно, когда находятся общие дела и интересный досуг, объединяющие взрослых и детей – когда на самом деле не скучают ни те, ни другие.

Так что мне очень близки идеи из этой лекции. Если понятие детства исчезнет за ненадобностью вместе с огромной детской индустрией бестолковых игрушек, я не расстроюсь. Лично мне эта граница между взрослостью и детством не пригождается ни в жизни, ни в работе. У каждого возраста есть своя специфика: это и про 5 лет, и про 18, и про 40, и про 70. Я очень люблю, как по-детски непосредственных взрослых, так и ответственных вдумчивых детей.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //