Деньги на ветер или зачем студенты учаться не там, где хотят или не там где нужно

Центр социального прогнозирования получил вполне ожидаемые, но от этого не менее печальные результаты

Балласт

Ткни пальцем в любого школьника - готовится поступать в вуз. Студенты толпами штурмуют магистратуру, аспирантуру, интернатуру, и другие "туры". У нас что, внезапно выросло поколение ленинистов, желающих учиться, учиться, и еще раз учиться?

- Сегодня почти 90 процентов школьников стремятся продолжить свое образование, - приводит данные исследования Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования, профессор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. - Но в вузы поступает только 60 процентов. Остальные оседают в техникумах и колледжах. Отсеивается процентов 10 детей, которые учиться после школы не хотят.

Только представьте, сколько времени, нервов и усилий тратится на то, чтобы все эти дети поступили в вузы! И - впустую...

- Уже на 2-3 курсах 30-35 процентов студентов считают, что учатся не там, где хотели бы, - продолжает Франц Эдмундович. - То есть, треть учащихся вузов - это балласт! И это только те, кто открыто признает, что ошибся с выбором профессии...

Почему так происходит, показали результаты опросов. Кто-то косит от армии, кого-то родители заставили. Третьи испугались высокого конкурса, и поступили куда попроще, а не куда хочется. Четвертые не решились поступать "в Москву", а дома учат только в аграрном и ветеринарном.

- Треть студентов отсеивается во время обучения, - подводит итог социолог. - И еще треть после выпуска кардинально меняет профессию. А среди гуманитариев таких вообще половина.

Если прикинуть, сколько так бюджетных денег в трубу вылетает...

В науку - поневоле

Вот и получается, что после выпуска студент остается с нелюбимой специальностью и бесполезным дипломом. Что делать? Переучиваться, конечно.

- В течение пяти лет после выпуска 60 процентов молодых специалистов идет на переподготовку или повышение квалификации, - рассказывает Франц Эдмундович. - И проблема не в том, что профориентация в школе была плохая. Просто знания, которые им дали в вузе, оторваны от жизни. Потому что вузы не знают какие специалисты нужны работодателям. Нет соответствия между спросом и предложением. Да спрос, по большому счету, и неизвестен.

Так что вечными студенты становятся поневоле, а не по собственной причуде. Шесть лет учился на адвоката - а потом оказалось, что адвокатов в стране больше, чем преступников. И все руками разводят: да кто ж знал, что так будет?

- Возьмем, к примеру ядерный университет МИФИ, - приводит пример эксперт. - Ну сколько у нас атомных объектов? Немного в оборонке, но им нужны свои, особенные специалисты. Из полугражданских объектов есть только электростанции. Но они не строятся каждый год, да и на пенсию уходит не так много человек. Вот и получается, что из всего выпуска могут устроиться по специальности только процентов 15 выпускников. Остальных некуда девать. Не увольнять же опытных работников, чтобы найти место молодежи...

Диплом как часть интерьера

Можно сказать: а вот в СССР была система распределения, и безработных не было! Вот только и в то время статистика была печальной. 40 процентов выпускников покорно отрабатывали обязательные три года по месту распределения, а потом шли переучиваться.

- Дело в том, что вузы - государственные. Они получают деньги из бюджета, и им не так не важно, пригодится ли студенту то, чем у они его научили, - объясняет Франц Эдмундович. - На Западе учебные заведения, которые находятся на самофинансировании, просто не могут себе позволить готовить неэффективных специалистов. К ним никто не пойдет, они тут же раззорятся.

Вот и получается, что высшее образование - это штука декоративная. Можно диплом в рамку на стену повесить, а можно ученой степенью в разговоре между делом похвастаться...

- Теоретически, в аспирантуру должны идти те, кто будет двигать науку, - приводит пример Франц Шереги. - Но по нашей статистике, 80 процентов аспирантов никакой научной работой потом заниматься не будут. Причем, аспирантов-гуманитариев сейчас 45 процентов. А ученых, занятых в гуманитарной сфере, всего 5 процентов от общего числа исследователей... Выходит, абсолютному большинству эта ученая степень нужна лишь для галочки.

Низы хотят, верхи не могут

Зачем вообще тогда учиться, переливать из пустого в порожнее? Если реальные знания и опыт ты получишь только на практике, набив синяки на первой работе...

- Образование сегодня играет роль сдерживающего фактора, - считает эксперт. - Учебу нужно как можно дольше растянуть во времени, чтобы на предприятия не шли 18-летние дети. Иначе остальных придется на пенсию отправлять уже в 30. И потом, молодежь нужно чем-то занять, чтобы они не шли бунтовать от нечего делать.

А ведь при всем этом, желание учиться у людей - огромное! Почти 50 миллионов человек занимаются самообразованием - ходят на курсы, посещают публичные лекции, читают специальную литературу... Даже в небольших деревнях, где и библиотеки-то нет, почти четверть жителей ухитряются как-то повышать свой уровень. И это не только школьники, готовящиеся к ЕГЭ - это взрослые, работающие, занятые люди. Даже те, кто живет в полной нищете, ухитряются как-то учиться - пусть в техникуме, на вечерке, но все-таки...

А мы тут на балласт в вузах зря деньги тратим.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Высшее образование - это в любом случае неплохо

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования и науки «КП»

На самом деле точно еще никто не доказал, что получать высшее образование по специальности, которая тебе не нравится - это плохо.

Во-первых, семнадцатилетние желторотики в большинстве своем после школы вообще не представляют кем хотят стать. И что - им по улицам болтаться пока снизодет озарение? Поэтому мне нравится опыт Высшей школы экономики, где поощряют переход студентов после второго курса со специальности на специальность. В 19 уже народ малость поумнее, да и понят где и чему учится. Кому-то не нравится. Вот, пожалуйста, меняйся местами.

Во-вторых, как ни крути даже в самом слабом вузе народу прочищают мозги и что-то доброе и светлое закладывают - уже неплохо. Я как-то разговаривал с высокопоставленными французскими чиновниками - мол, что это у вас за беспредел - любой желающий может поступить в вуз. Да и обучение бесплатное. Сколько же денег вылетает в трубу! Они мне так гордо: а это у нас одного из завоеваний Великой Французской революции - все кто хочет могут получить высшее образование. А потом не страшно, что все идут в вуз - через полгода народ отсеивается, а ко второму курсу остаются именно те, кто хочет учиться. Все здорово. Но именно из-за «великой революции» французские вузы пачками выпускают искусствоведов, философов и прочих гуманитариев, которые со своим дипломом работу найти не могут. Болтаются до 40 лет неприкаянные, впадают в депрессию и сидят на шее трудового народа, получая пособия.

На мой взгляд, государство все-таки должно заботиться о своих гражданах- чтобы они были успешными, здоровыми и не бузили по причине собственной неустроенности. Вот только как? Сейчас технологии развиваются настолько бурно, что спрогнозировать на пять лет вперед сколько стране понадобиться инженеров-металлургов, учителей истории или гидрологов практически невозможно. Поэтому тратить бюджетные деньги так, чтобы потом хотя бы 90 процентов выпускников вузов шли работать по специальности не получится. Само по себе получение диплома - уже штука полезная. По крайней мере выпускник вуза не будет бросать мусор мимо урны. Но выход сегодня один - и его знают и развивают многие страны - делать гибкой систему послевузовского образования, развивать курсы повышения квалификации, переподготовки.

Так происходит и в России.

Главное, чтобы человек с дипломом бакалавра понимал: на этом его образовательный путь не заканчивается, а только начинается.

Официально

На парикмахеров больше учить не будут?

Минобрнауки предложило закрыть 97 рабочих профессий, в том числе, парикмахеров и часовщиков. Это не значит, что подстричься можно будет только за границей. Просто парикмахеров будут учить не 3 года в ПТУ, а 10 месяцев на специальных курсах.

- Этот приказ еще только в стадии обсуждения, - объяснила Наталья Золотарева, директор департамента госполитики в области высшего образования Минобрнауки. - Мы предлагаем закрыть три группы специальностей. Это морально устаревшие профессии, вроде сборщика приборов вакуумной электроники. Затем, это профессии, которые переросли уровень начального профобразования и перешли на средний уровень. Например, механиков протезно-ортопедических изделий теперь будут готовить в техникумах, а не в ПТУ. И последние профессии - это те, которым учат при предприятиях, а не в системе профтехобразования.

Правда, после бурной общественной реакции Минобрнауки решило оставить парикмахеров и фотографов в покое. А перечень по остальным специальностей еще обсуждается.






Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //