Деньги на ветер или зачем студенты учаться не там, где хотят или не там где нужно


Центр социального прогнозирования как-то получил вполне ожидаемые, но от этого не менее печальные результаты.

Балласт

Ткни пальцем в любого школьника - готовится поступать в вуз. Студенты толпами штурмуют магистратуру, аспирантуру, интернатуру, и другие "туры". У нас что, внезапно выросло поколение ленинистов, желающих учиться, учиться, и еще раз учиться?

- Сегодня почти 90 процентов школьников стремятся продолжить свое образование, - приводит данные исследования Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования, профессор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. - Но в вузы поступает только 60 процентов. Остальные оседают в техникумах и колледжах. Отсеивается процентов 10 детей, которые учиться после школы не хотят.

Только представьте, сколько времени, нервов и усилий тратится на то, чтобы все эти дети поступили в вузы! И - впустую...

- Уже на 2-3 курсах 30-35 процентов студентов считают, что учатся не там, где хотели бы, - продолжает Франц Эдмундович. - То есть, треть учащихся вузов - это балласт! И это только те, кто открыто признает, что ошибся с выбором профессии...

Почему так происходит, показали результаты опросов. Кто-то косит от армии, кого-то родители заставили. Третьи испугались высокого конкурса, и поступили куда попроще, а не куда хочется. Четвертые не решились поступать "в Москву", а дома учат только в аграрном и ветеринарном.

- Треть студентов отсеивается во время обучения, - подводит итог социолог. - И еще треть после выпуска кардинально меняет профессию. А среди гуманитариев таких вообще половина.

Если прикинуть, сколько так бюджетных денег в трубу вылетает...

В науку - поневоле

Вот и получается, что после выпуска студент остается с нелюбимой специальностью и бесполезным дипломом. Что делать? Переучиваться, конечно.

- В течение пяти лет после выпуска 60 процентов молодых специалистов идет на переподготовку или повышение квалификации, - рассказывает Франц Эдмундович. - И проблема не в том, что профориентация в школе была плохая. Просто знания, которые им дали в вузе, оторваны от жизни. Потому что вузы не знают какие специалисты нужны работодателям. Нет соответствия между спросом и предложением. Да спрос, по большому счету, и неизвестен.

Так что вечными студенты становятся поневоле, а не по собственной причуде. Шесть лет учился на адвоката - а потом оказалось, что адвокатов в стране больше, чем преступников. И все руками разводят: да кто ж знал, что так будет?



- Возьмем, к примеру ядерный университет МИФИ, - приводит пример эксперт. - Ну сколько у нас атомных объектов? Немного в оборонке, но им нужны свои, особенные специалисты. Из полугражданских объектов есть только электростанции. Но они не строятся каждый год, да и на пенсию уходит не так много человек. Вот и получается, что из всего выпуска могут устроиться по специальности только процентов 15 выпускников. Остальных некуда девать. Не увольнять же опытных работников, чтобы найти место молодежи...

Диплом как часть интерьера

Можно сказать: а вот в СССР была система распределения, и безработных не было! Вот только и в то время статистика была печальной. 40 процентов выпускников покорно отрабатывали обязательные три года по месту распределения, а потом шли переучиваться.

- Дело в том, что вузы - государственные. Они получают деньги из бюджета, и им не так не важно, пригодится ли студенту то, чем у они его научили, - объясняет Франц Эдмундович. - На Западе учебные заведения, которые находятся на самофинансировании, просто не могут себе позволить готовить неэффективных специалистов. К ним никто не пойдет, они тут же раззорятся.

Вот и получается, что высшее образование - это штука декоративная. Можно диплом в рамку на стену повесить, а можно ученой степенью в разговоре между делом похвастаться...

- Теоретически, в аспирантуру должны идти те, кто будет двигать науку, - приводит пример Франц Шереги. - Но по нашей статистике, 80 процентов аспирантов никакой научной работой потом заниматься не будут. Причем, аспирантов-гуманитариев сейчас 45 процентов. А ученых, занятых в гуманитарной сфере, всего 5 процентов от общего числа исследователей... Выходит, абсолютному большинству эта ученая степень нужна лишь для галочки.

Низы хотят, верхи не могут

Зачем вообще тогда учиться, переливать из пустого в порожнее? Если реальные знания и опыт ты получишь только на практике, набив синяки на первой работе...

- Образование сегодня играет роль сдерживающего фактора, - считает эксперт. - Учебу нужно как можно дольше растянуть во времени, чтобы на предприятия не шли 18-летние дети. Иначе остальных придется на пенсию отправлять уже в 30. И потом, молодежь нужно чем-то занять, чтобы они не шли бунтовать от нечего делать.

А ведь при всем этом, желание учиться у людей - огромное! Почти 50 миллионов человек занимаются самообразованием - ходят на курсы, посещают публичные лекции, читают специальную литературу... Даже в небольших деревнях, где и библиотеки-то нет, почти четверть жителей ухитряются как-то повышать свой уровень. И это не только школьники, готовящиеся к ЕГЭ - это взрослые, работающие, занятые люди. Даже те, кто живет в полной нищете, ухитряются как-то учиться - пусть в техникуме, на вечерке, но все-таки...

А мы тут на балласт в вузах зря деньги тратим.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Высшее образование - это в любом случае неплохо

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования и науки «КП»

На самом деле точно еще никто не доказал, что получать высшее образование по специальности, которая тебе не нравится - это плохо.

Во-первых, семнадцатилетние желторотики в большинстве своем после школы вообще не представляют кем хотят стать. И что - им по улицам болтаться пока снизодет озарение? Поэтому мне нравится опыт Высшей школы экономики, где поощряют переход студентов после второго курса со специальности на специальность. В 19 уже народ малость поумнее, да и понят где и чему учится. Кому-то не нравится. Вот, пожалуйста, меняйся местами.

Во-вторых, как ни крути даже в самом слабом вузе народу прочищают мозги и что-то доброе и светлое закладывают - уже неплохо. Я как-то разговаривал с высокопоставленными французскими чиновниками - мол, что это у вас за беспредел - любой желающий может поступить в вуз. Да и обучение бесплатное. Сколько же денег вылетает в трубу! Они мне так гордо: а это у нас одного из завоеваний Великой Французской революции - все кто хочет могут получить высшее образование. А потом не страшно, что все идут в вуз - через полгода народ отсеивается, а ко второму курсу остаются именно те, кто хочет учиться. Все здорово. Но именно из-за «великой революции» французские вузы пачками выпускают искусствоведов, философов и прочих гуманитариев, которые со своим дипломом работу найти не могут. Болтаются до 40 лет неприкаянные, впадают в депрессию и сидят на шее трудового народа, получая пособия.

На мой взгляд, государство все-таки должно заботиться о своих гражданах- чтобы они были успешными, здоровыми и не бузили по причине собственной неустроенности. Вот только как? Сейчас технологии развиваются настолько бурно, что спрогнозировать на пять лет вперед сколько стране понадобиться инженеров-металлургов, учителей истории или гидрологов практически невозможно. Поэтому тратить бюджетные деньги так, чтобы потом хотя бы 90 процентов выпускников вузов шли работать по специальности не получится. Само по себе получение диплома - уже штука полезная. По крайней мере выпускник вуза не будет бросать мусор мимо урны. Но выход сегодня один - и его знают и развивают многие страны - делать гибкой систему послевузовского образования, развивать курсы повышения квалификации, переподготовки.

Так происходит и в России.

Главное, чтобы человек с дипломом бакалавра понимал: на этом его образовательный путь не заканчивается, а только начинается.

Официально

На парикмахеров больше учить не будут?

Минобрнауки предложило закрыть 97 рабочих профессий, в том числе, парикмахеров и часовщиков. Это не значит, что подстричься можно будет только за границей. Просто парикмахеров будут учить не 3 года в ПТУ, а 10 месяцев на специальных курсах.

- Этот приказ еще только в стадии обсуждения, - объяснила Наталья Золотарева, директор департамента госполитики в области высшего образования Минобрнауки. - Мы предлагаем закрыть три группы специальностей. Это морально устаревшие профессии, вроде сборщика приборов вакуумной электроники. Затем, это профессии, которые переросли уровень начального профобразования и перешли на средний уровень. Например, механиков протезно-ортопедических изделий теперь будут готовить в техникумах, а не в ПТУ. И последние профессии - это те, которым учат при предприятиях, а не в системе профтехобразования.

Правда, после бурной общественной реакции Минобрнауки решило оставить парикмахеров и фотографов в покое. А перечень по остальным специальностей еще обсуждается.





Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Translate Language

Архивы
© 2018   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //