Что воссоединение дало России и Крыму

 Что воссоединение с Крымом дало России

  • Россия получила возможность стратегического контроля над всем Черноморским регионом, что обусловлено расположением южной части Крыма практически в центре Азово-Черноморского бассейна.

    Резко возрасли возможности России по контролю над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моря.
  • Россия получила полный неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе, а также получила все морские порты и военные базы в Крыму.
  • Более не нужно платить Украине за аренду базы ЧФ в Севастополе и не нужно платить пошлины за поставки на эту базу. Цена аренды составляла порядка 100 млн долларов в год, еще несколько десятков миллионов долларов уходило на пошлины.
  • Отказались от Харьковских соглашений (скидка на газ в обмен на пролонгацию договора о базе ЧФ в Севастополе) и вернулись к европейским ценам на газ для Украины. Соглашениями 2010 года предусматривалось снижение цены на российский газ для Украины на 30 %, но не более чем на $100 за тысячу кубометров - с учётом отказа России от сохранения скидки на газ, данной в декабре 2013 года это означает, что цены на газ для Украины стали такие же, как для большинства прочих европейских стран. Отмена обеих скидок дала России до 4-6 миллиардов долларов в год, что в течение нескольких лет полностью компенсировало любые экономические затраты на интеграцию Крыма в Россию. На практике, однако, Украина в ее нынешнем состоянии скорее всего просто не может платить европейскую цену за газ, и ценообразование стало предметом политического торга.
  • Часть украинской армии (уже не менее 6000 бойцов по данным властей Крыма), часть боевой техники и почти весь Черноморский флот Украины перешел под контроль России. Впрочем, большинство украинских боевых самолетов в Крыму находилось на момент проведения народного референдума в нерабочем состоянии, и в целом боевая техника Украины устарела.
  • Россия получила практически полный контроль над Азовским морем, входом и выходом из него через Керченский пролив. Фактически, Россия получила не только порты Крыма, но и опосредованный контроль над деятельностью всех украинских портов Азовского моря (если они останутся в составе Украины).
  • Стратегическое окружение территории Украины - более половины её границ оказываются окружены странами Таможенного союза.

Границы исключительных экономических зон в Чёрном море

  • Возможность проложить газопровод через Крым - альтернативный маршрут для Южного потока, существенно удешевляющий проект. Сейчас крупнейший транзитный газопровод «Южный поток» предполагается провести по глубокой центральной части Чёрного моря в нейтральных водах. В случае крымского варианта газопровод можно будет в дальнейшем провести по суше на территории Крыма или по Крымскому шельфу через сравнительно неглубокую северную часть Чёрного моря. Это сократило бы стоимость проекта почти на 20 млрд долларов (при стоимости нынешнего проекта 56 млрд). Вряд ли, однако, это произойдет с первой ниткой газопровода - для изменения трассы придётся существенно отодвинуть сроки ввода проекта в строй. Последующие нитки Южного потока имеют большие шансы пройти по более дешевому маршруту. Газопровод призван полностью закрыть потребности Южной Европы в поставках газа и позволит России полностью отказаться от транзита через Украину.
  • К России перешло порядка 3/4 исключительной экономической зоны Украины в Черном и Азовском морях, включая месторождения нефти и газа. Разработкой газа на крымском шельфе в данный момент занимается зарегистрированная в Симферополе компания Черноморнефтегаз. Разведанные запасы нефти сравнительно невелики (до нескольких миллионов тонн), но запасы газа более значительны (десятки миллиардов кубометров в районе Казантипа). Кроме того, есть еще не разрабатываемые и не до конца разведанные нефтегазовые поля. Исключительная экономическая зона - это также право на вылов рыбы в этих водах (что, впрочем, в данный момент не является существенным ресурсом из-за истощения рыбных запасов и ухудшившейся экологической обстановки в Чёрном море).
  • Весь курортно-туристический комплекс Крыма, в том числе 2500 км побережья с многочисленными пляжами и морскими курортами. Для холодной северной страны, которой является Россия, возвращение огромного морского курортного района имеет огромное значение. До недавнего времени роль морских курортных регионов в России играло лишь Черноморское побережье Кавказа и южная часть побережья Дагестана. При наличии определённых инвестиций Крым превращается в первоклассный курортный регион на уровне лучших мировых стандартов (как недавно это произошло с Сочи бдагодаря Олимпиаде). Вероятно, первое время Крым будет продолжать играть роль места для сравнительно дешевого и "непафосного" отдыха. Вхождение Крыма в состав России привело к тому, что значительная часть денег, которые россияне тратят на отдых, не будут уходить за границу, а останутся в экономике страны.
  • Вхождение Крыма в рублёвую зону существенно укрепило позиции рубля в ряду мировых валют.
  • Вместе с Крымом экономика России увеличилась и уже точно превысит по размеру экономику Германии, став первой экономикой в Европе. Хотя ВВП Крыма сейчас составляет всего порядка 12 млрд долларов в год (по ППС), даже этой прибавки достаточно, чтобы Россия обошла Германию по ВВП (ППС) в рейтинге по данным Всемирного банка. Кроме того, экономика Крыма в составе России имеет существенный потенциал роста.
  • В результате воссоединения с народом Крыма, оказавшимся по недоразумению за границей в 1991 году, население России достигло величины в 146 миллионов человек. Это делает возможным уже в ближайшие годы за счёт иммиграции и естественного прироста (в случае его продолжения) достигнуть и превысить исторический пик населения постсоветской России в 148,5 миллионов человек.
  • Крым подало пример другим регионам Украины и, отчасти, непризнанным или частично признанным государствам на постсоветском пространстве. При весьма успешной интеграции Крыма у многих других регионов разваливающейся ныне Украины появятся дополнительные стимулы тем или иным путем интегрироваться с Россией. Кроме того, создан прецедент и принято соответствующее законодательство, что при определённых условиях может дать возможность объединения с Россией для Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
  • Возвращение в российские границы важнейших памятников истории России и символов русской культуры, важнейших для духовного пространства России мест. Древний Херсонес, в котором был крещён князь Владимир; город-герой Севастополь, с которым связана слава русского флота и многие величайшие страницы российской военной истории; курортная Ялта и знаменитый пионерский лагерь Артек; город-герой Керчь - эти и многие другие места Крыма имеют огромное духовное и символическое значение для России.

Что воссоединение с Россией дало Крыму

  • Россия планирует в ближайшее время предоставить Крыму несколько млрд долларов. Что касается инвестиций, то надо отметить, что в ходе подготовки Олимпиады в Сочи Россия приобрела колоссальный опыт, за 7 лет модернизировав инфраструктуру всего юга Краснодарского края и создав в Сочи круглогодичный курорт мирового уровня. Этот строительный и управленческий опыт может быть использован в Крыму.
  • Бюджет Крыма увеличен в два-три раза после присоединения к России.
  • Социальные выплаты жителям Крыма увеличены в 4 раза. Пенсии в России по крайней мере в два раза выше украинских, а пенсионный возраст в России ниже, чем в Украине. Гражданам России выплачивается материнский капитал при рождении второго и последующего детей (430 000 рублей).
  • Зарплаты в России существенно выше украинских - госслужащие, бюджетники и бывшие украинские военные в Крыму почувствовали существенный рост доходов. В частности, зарплаты российских военных в 3-4 раза выше зарплат их украинских коллег.
  • Часть полученных от России средств планируется потратить на улучшение условий жизни в поселениях крымских татар.
  • В Севастополе полностью легитимизируется избрание народом собственного мэра. В силу особого статуса Севастополя, долгое время он был единственным городом Украины без избираемого мэра. Теперь Севастополь совершенно легитимно избирает собственного градоначальника.
Керченский пролив.
  • Строительство моста через Керченский пролив и существенное увеличение транспортной связности полуострова с материком. Мост через Керченский пролив - железнодорожно-автомобильный - позволит легко перемещаться по суше между Крымом и Черноморским побережьем Кавказа, связав два важнейших курортных района в единое целое. Мост будет нести электрические кабели и другие коммуникации. Строительство и обслуживание стройки создаст определённое количество новых рабочих мест на востоке Крыма.
  • Возможное строительство газопровода со стороны Таманского полуострова. См. выше (и ниже) - существует возможность проложить по территории Крыма и/или крымского шельфа транзитный газопровод - перетрассированный Южный поток или какой-то новый проект. Строительство нового газопровода может создать некоторое количество новых рабочих мест и при необходимости обеспечить Крым газом в обход Украины (в данный момент полуостров полностью обеспечен газом с месторождений крымского шельфа, но в будущем этого может оказаться недостаточно).
  • Строительство современного грузового порта на западном побережье в районе Тарханкута. Воссоединение с Россией может помочь реализовать существующий проект строительства крупного современного порта на Тарханкутском полуострове, что немало послужит развитию экономики Крыма и создаст значительное число новых рабочих мест.
  • Строительство новых железных и шоссейных дорог. Потребуется расширение и модернизация существующих дорог и строительство новых подходов к Керченскому мосту и возможному новому порту на западе полуострова.
  • Значительные инвестиции в энергетику Крыма. Крым сейчас является энергодефицитным регионом. Россия будет модернизировать и развивать энергетику Крыма по аналогии с проведенной в Краснодарском крае модернизацией энергетики и делает инвестиции объёмом не менее 0,5-1 млрд долларов на строительство в Крыму современных электростанций. Если же, по примеру Калининградской области, в Крыму будет построена атомная электростанция - для чего, вероятно, можно будет использовать площадку недостроенной Крымской АЭС - то Крым может превратиться в энергопрофицитный регион.
  • Значительные инвестиции в крымскую недвижимость, гостинично-ресторанный бизнес и туризм. Есть все основания полагать, что после воссоединения Крыма с Россией можно ожидать существенное повышение притока частных инвестиций россиян в объекты недвижимости в Крыму и в курортный бизнес. Начало масштабного роста, вероятно, можно ожидать после того, как мост через Керченский пролив будет близок к завершению.
  • Рост стоимости крымской недвижимости и земли. Это будет следствием предыдущего пункта. Не все крымчане будут этим довольны, но владельцы земли и домов имеют шансы стать существенно богаче.
  • Увеличение количества туристов из России. После воссоединения с Россией Крым вызывает повышенный интерес у россиян и у жителей других стран. В последующие годы увеличение числа туристов будет зависеть от успеха российских инвестиций в развитие Крыма.
  • Демографический рост в Крыму. Демографический кризис на Украине затронул Крым в меньшей степени, чем большинство других регионов, и демографические перспективы здесь получше. Крайне вероятно, что после воссоединения с Россией с ростом зарплат, пенсий и социальных пособий, а также с началом выплаты материнского капитала крымским семьям, в Крыму может существенно улучшиться показатель естественного прироста населения. Миграция в Крым россиян, приобретающих здесь недвижимость, а также поток беженцев с Украины также могут существенно увеличить прирост населения.

Последствия для Украины

Итоги Евромайдана
  • Сложности со вступлением в НАТО при непризнании выхода Крыма из территории Украины - в НАТО, как правило, не принимают страны с нарушенной территориальной целостностью (см. примеры Грузии и Молдавии). Кроме того, без контроля над находящимся в центре Чёрного моря Крымом - стратегически важнейшим регионом - Украина становится куда как менее интересна для НАТО.
  • Отмена скидки на поставку газа, данной при условии льготной аренды базы флота в Севастополе (Харьковские соглашения). В совокупности с отменой дополнительной скидки на газ, предоставленной Россией в декабре 2013 года, это означает возвращение к европейскому уровню газовых цен, неподъёмному для экономики Украины. Украина будет вынуждена ежегодно тратить на газ дополнительные 4-6 миллиардов долларов, что уже в перспективе 2-3 лет перекрывает всю обещанную от ЕС и США финансовую помощь.
  • Вместе с Крымом Украина лишается бóльшей части черноморского шельфа и нефтегазовых месторождений на нём. Хотя разведанные запасы нефти и газа на крымском шельфе сравнительно невелики, это всё же усугубляет зависимость Украины от поставок топлива из-за рубежа.
  • Потеря платы за базу Черноморского флота РФ в Севастополе и таможенных сборов, связанных со снабжением этой базы.
  • Почти полное лишение Украиной своего флота и большинства морских баз, оставшиеся же базы мало приспособлены под содержание сколько-нибудь серьёзного флота.
  • Потеря части армейского состава, значительной части самолётов и военной техники, многих аэродромов и военных баз. Помимо блокированного в Крыму флота, Украина теряет также значительное число военных баз и аэродромов, несколько десятков самолётов и немалое число военной техники (впрочем, большинство украинских самолётов неспособно летать, а боевая техника устарела).
  • Потеря не только крымских портов, но и свободного выхода из Азовского моря. В отличие от ситуации с турецкими проливами, нет обязывающих международных соглашений по свободному проходу через Керченский пролив, и Россия будет иметь возможность закрыть его для Украины при негативном сценарии развития российско-украинских отношений. Между тем, именно через Азовское море сейчас вывозится значительная часть продукции Донбасса и других ключевых промышленных регионов Востока Украины.
  • Потеря сравнительно дешёвых и доступных по мировым меркам крымских курортов. Вряд ли крымчане и Россия пустят в Крым радикалов из "Правого сектора" и прочих бандеровцев, а значит, что украинцы могут столкнуться с существенным таможенным контролем и ограничениями при попытке отдохнуть в Крыму. Между тем, возможность дешевого летнего отдыха на море для большинства населения Украины до сих пор являлась существенным фактором стабилизации социально-экономической ситуации в условиях экономической разрухи и сравнительной бедности населения.
  • Потеря всей госсобственности на территории Крыма. Кроме того, в будущем возможна также конфискация собственности олигархов и чиновников, связанных с бандеровским госпереворотом.
  • Дополнительный удар по украинской гривне, связанный с переходом Крыма в рублёвую зону. Это при том, что гривна и так уже успела немало потерять в стоимости в результате Евромайдана и госпереворота.
  • Угроза уже в среднесрочной перспективе полностью или практически полностью лишиться транзита российского газа через украинскую ГТС. Строительство второй ветки Южного потока полностью закроет потребности Южной Европы в российском газе, а присоединение Крыма может позволить провести газопровод по территории полуострова, что существенно сократит стоимость проекта и может ускорить его реализацию.
  • Экономика Украины сокращается примерно на 4-5 %. Если учесть, что нынешний политический кризис уже больно ударил по украинской экономике и пришедшее к власти нелегитимное руководство собирается проводить реформы по лекалам МВФ, то можно ожидать еще более значительное ухудшение экономики Украины.
  • Потеря 2.4 миллионов населения в Крыму, а также продолжающееся сокращение населения на оставшейся территории может привести к тому, что уже в 2016 году население Украины составит менее 40 миллионов человек. С таким размером населения и с потерей Крыма - украинского Лазурного берега - Украина уже едва ли сможет даже в теории претендовать на звание "второй Хранции". Пока ещё население Украины составляет чуть больше 43 миллионов человек, продолжает наблюдаться отрицательный естественный прирост, а в результате захвата бандеровцами власти и глубокого экономического кризиса может иметь место массовая эмиграция с территории Украины. В сравнении же с пиковым населением независимой Украины в 52 миллиона, сокращение населения на 9-10 миллионов за два десятилетия (без войн и природных катастроф) станет окончательным приговором качеству украинской государственности.
  • С потерей Крыма и свободного выхода из Азовского моря Украина оказалась более чем наполовину окружённой территорией стран Таможенного союза. Вдобавок, на юго-западе Украина граничит ещё с пророссийски настроенной Республикой Преднестровье. Вполне очевидно, что в таком окружении нормальное экономическое развитие Украины будет просто невозможно без всестороннего и полноценного экономического и политического сотрудничества со странами Таможенного союза.
  • Постоянная угроза того, что другие регионы Украины последуют примеру Крыма, особенного в случае существенного повышения уровня жизни в Крыму и мощного роста крымской экономики после присоединения к России. Российские зарплаты, пенсии и социальное обеспечение (например, материнский капитал) в разы превосходят украинские зарплаты и социалку, а Крым является для России стратегически важным регионом и крайне привлекательным для инвестиций.



Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //