Что на дне моря, рядом с Крымом

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Что находят в местах кораблекрушений у берегов Севастополя

Византийский корабль XI века, обнаруженный дайверами в мае недалеко от Балаклавы, — уже четвертое судно средневекового периода, найденное в Крыму. По словам специалистов, ловушек для кораблей у севастопольских берегов столько, что затонувшую технику разных времен — от эпохи великих князей до Крымской, Гражданской, Великой Отечественной войн — находят здесь каждый год. Почему многое не достают со дна и где по-прежнему ищут золото «Принца».

В новостях «удлинили» корабль

Античный корабль на глубине около 82 м нашли участники клуба глубоководных исследований «Ростов-дайв».

— Это уникальная находка. В новостях передали, что его размеры достигают 125 м, но я уверен, что на самом деле его длина составляет не более 30 м, — говорит заместитель директора по научной работе «Черноморского центра подводных исследований», кандидат исторических наук Виктор Вахонеев. — На его борту были найдены сотни амфор, многие из которых остались целыми. Вероятнее всего, на нем перевозили масла и вина. Это уже четвертый найденный в Крыму корабль того периода. Ранее в Форосе был обнаружен античный корабль, датируемый XIII веком, также были найдены два корабля этого же периода в бухте Новый Свет и у мыса Меганом.

«Ростов-дайв» находит уникальные вещи даже в тех местах, где до того уже проводились поисковые экспедиции. С 2000 года на счету клуба уже более 300 кораблей — в акватории Новороссийска, Сочи, Анапы и в Крыму.

— По нашим предварительным подсчетам, основанным на архивных источниках, в черноморской акватории Украины находилось более 2500 объектов, представляющих историко-культурную ценность, — объясняет Вахонеев. — Львиная доля из них находится в акватории Крыма и Севастополя. За все годы более или менее обследованным было чуть больше сотни. Остальные же ждут своих официальных исследований.

— Я первым обнаружил византийский корабль, — поделился с РП руководитель клуба «Ростов-дайв» Роман Дунаев. — Вначале мы проводили разведку морского дна и нашли целый ряд перспективных целей. Обследование проводили с помощью современных технических средств: гидролокатора бокового обзора, эхолотов и подводных телеуправляемых аппаратов-роботов. За восемь дней работ обнаружили более 40 новых объектов, которые еще только предстоит обследовать. 7 мая мы подошли к одной из таких целей, и оказалось, что это византийское судно. Причем, исходя из его размеров, можно предположить, что там могут находиться сразу два корабля. Более детальное его исследование у нас запланировано на 15 июня, и проводить его мы будем совместно с сотрудниками министерства обороны России.

«Катастрофы не прекращались»

— Еще в древние времена Гомер описал, как местные жители, лестригоны, нападали на первых греков, причаливших к берегам Херсонеса, — рассказывает крымский историк Александр Пилипенко. — Кроме того, первые описания промысла древних тавров говорят о том, что они занимались береговым пиратством. Тавры сознательно заманивали греческие и римские корабли в бухты-ловушки или на невидимые подводные скалы, разжигая на берегу фальшивые огни-маяки. Моряков убивали или обращали в рабство, а ценные товары делили между собой.

От аварий, вызванных течью, бурями, повреждениями от острых скал, погибло больше людей и кораблей, чем во время всех сражений у тех же берегов.

— Не прекращались катастрофы и в новое время. Например, подводных археологов до сих пор будоражит судьба английского парусно-винтового корабля «Черный принц», который почти полтора века назад вез союзникам, осаждавшим Севастополь, теплое зимнее обмундирование, медикаменты, а также полмиллиона фунтов стерлингов золотом и серебром в качестве жалования офицерам и солдатам английских экспедиционных сил, — продолжает Пилипенко. — После спуска на воду это было первое и последнее плавание корабля. Перед катастрофой с него успели сойти на берег шесть рот 46-го полка, а также было сгружено несколько ящиков для комиссариата. Утерянное же золото до сих пор безуспешно ищут вблизи Балаклавы.

Первыми найти золото «Принца» попытались французы в 1875 году, но их поиски не увенчались успехом. Затем в этот район приезжали американцы, итальянцы, немцы и норвежцы, но и они ушли ни с чем. Ближе всех к сокровищам подобралась итальянская компания «Рестуччи», обнаружившая на глубине 54 метров останки судна. Однако от продолжения работ она отказалась без объяснения причин. После окончания Гражданской войны «Черный принц» все же был найден, но золота на нем не обнаружили. Правда, проводя подводные работы, водолазы подняли на поверхность много других ценностей. Квадрат за квадратом они обследовали морское дно, но золота так и не нашли.

В новейшее время аварии и катастрофы продолжались. Здесь нашли свое последнее пристанище как немецкие военные корабли, так и советские боевые катера. По учету Гидрографической службы Черноморского флота, с 1914 по 1918 годы в Черном море затонуло 58 боевых кораблей и более 600 парусно-моторных деревянных судов.

В Гражданскую войну ушли под воду 35 боевых кораблей, из них 11 на Севастопольском внешнем рейде. В годы Великой Отечественной войны Черноморский флот потерял 1151 единицу техники, а Германия и ее союзники — 455 кораблей и судов. В то же время в воздушных боях над морем было сбито более тысячи как наших, так и вражеских самолетов.

— В 2008 году во время сканирования дна на траверзе мыса Херсонес мы обнаружили корабль «Прут», затопленный в 1914 году, — говорит Вахонеев. — Помимо полученной сонограммы с локатора, мы опустили туда подводный телеуправляемый аппарат, сделали видеосъемку. Глубина его затопления составила 98 м. Надо заметить, что команда этого корабля в свое время спаслась на шлюпках. На борту остались лишь капитан и судовой священник, который уступил свое место в шлюпке одному из матросов. Внутрь проникновение мы не совершали и тела погибших не нашли: фрагменты тел на этой глубине не сохраняются. Но вообще обнаружение человеческих останков для нас не редкость. К примеру, внутренние помещения утонувшего в 1941 году теплохода «Ленин» забиты телами. По сути, сегодня там братская могила.

И до сих пор в Крыму продолжают гибнуть гражданские, в том числе рыболовецкие, суда и прогулочные яхты.

— Одним из последних затонувших судов у берегов Севастополя стал сирийский грузовой теплоход «Haj Ismail», который потерпел кораблекрушение в 2007 году, — рассказывает РП директор севастопольского дайвинг-клуба «DeepTown» Юрий Король. — Он перевозил металл и затонул, заходя в бухту в районе Херсонесского маяка. Из-за сильного шторма вначале корабль накренился, а затем пошел ко дну. Из пятнадцати членов экипажа спастись удалось только двоим. После этого они еще долго лежали в севастопольской больнице. Поиски судна и экипажа продолжались несколько недель.

Сирийский грузовой теплоход «Haj Ismail».

Это судно и сейчас находится на 74-метровой глубине, и поднимать его не будут. Экипаж состоял из мусульман, у которых принято не вытаскивать утонувшего человека из моря, с места его гибели.

По словам историка Вахонеева, недавно специалисты центра также обнаружили и исследовали пять белогвардейских подводных лодок. В конце апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии 11 лодок — «Гагара», «Орлан», «Скат», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Судак», «Лосось» и «Налим» — были выведены на буксире из порта и затоплены подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. В разные годы шесть из одиннадцати объектов подняли на поверхность, но остальные по-прежнему лежат на дне.

— В истории подводного флота все они сыграли значимую роль. Это были первые подводные лодки, построенные в Отечестве, на их счету многие победы на море в Первой мировой войне. Достаточно недавно завершилась работа по идентификации лежащих на дне лодок. Они в хорошем состоянии. Правда, поднимать их мы не планируем. Доставать из воды крупные объекты нерентабельно, нет денег на многолетний проект по их реставрации и консервации, — говорит Вахонеев.

Культурно-защитный слой

— Весь июнь мы будем исследовать античное городище Акра в Восточном Крыму. Затем приступим к исследованию турецкого парусника конца XVIII века. Помимо этого, на южном берегу Крыма запланирована серия глубоководных исследований. Для всех видов работ мы получаем специальные разрешения Министерства культуры Российской Федерации, — излагает Виктор Вахонеев планы на 2015 год.

Центр подводных исследований — бюджетное учреждение, и все его исследования финансируются из российской казны.

— Мы привлекаем коллег и из других организаций, например Акру исследуем совместно с коллегами из Эрмитажа. Правительство Крыма оказывало поддержку нашему учреждению до 2014 года, за последний год наша флотилия пополнилась двумя судами, которые в данный момент проходят перерегистрацию.

Однако в России подводная археология не находится в числе приоритетных задач. На законодательном уровне отсутствует понятие «подводное культурное наследие», кроме того, Россия не ратифицировала конвенцию ЮНЕСКО 2001 года по защите подводного культурного наследия. Также подводные исследования нередко блокируются Министерством обороны, поскольку подводная разведка в пограничной зоне затрагивает сферу безопасности страны.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //