Царь жалует тебе красную обувь для одной ноги

Автор статьи А. Армаганян — инженер, много лет работает в обувной промышленности. Им написано свыше 40 статей и брошюр по вопросам современного производства обуви. На основе скудных и малоизученных исторнко-археологнческих и этнографических материалов ему удалось воссоздать страницы истории сапожного мастерства с древнейших времен и до наших дней.


Заголовок статьи, вероятно, вызовет недоумение у читателей. Но в трудах армянского историка Мовсеса Хоренаци (V в. н. э.) действительно имеется такая запись: «Арташес I (189—160 гг. до н. э.), получив царскую власть, жалует также Аргаму, мужу храброму и знаменитому, обещанное второе место, также венец, усыпанный яхонтами, пару серег для ушей, красную обувь для одной ноги, право есть золотой ложкой и вилкой и пить из золотых чаш. Такие же милости он оказывает и кормильцу своему Сумбату, кроме пары серег и красной обуви».

Почему же среди прочих благ царь дарил своему приближенному красную обувь и при том только для одной ноги? С давних пор известно, что народы Закавказья почитали обувь как священную. Согласно древним народным сказаниям, «нога и обувь» придавали человеку силу, быстроту и ловкость. Поэтому в форме ноги или сапога делали сосуды, украшения, подвески, подставки для светильников. Этим предметам поклонялись. В многочисленных погребениях II тыс. до н. э. среди прочего инвентаря археологи находят скульптурные изображения человеческой ноги как в обуви, так и без нее.

Из письменных источников известно, что обувь была символом могущества, символом верховной власти. Обычно на красочных миниатюрах армянских рукописей именно царь, члены его семьи изображались в красной обуви. Но вот в документах IX века н. э. мы находим объяснение и цитированному выше свидетельству. Армянский католикос Захарий отмечает, что если кто-либо будет носить те знаки, которые носит сам царь, то он будет предан смерти. Только царь мог преподнести в качестве высшей награды и милостиво разрешить носить какую-либо часть своего царского одеяния (сапог и пр.) своему приближенному. Вероятно, об одном таком подношении и рассказывал армянский историк.

Какую же обувь носили в древности?

В силу природно-климатических условий жители Армянского нагорья с древнейших времен предпочитали обувь закрытого типа — сапоги и башмаки.

Башмаки с высоко приподнятыми носками известны на каменных стелах хурритско-хеттской культуры III—II тысячелетия до н. э. Такую по тем временам довольно сложную модель шили из одного куска кожи (на стр. 146 локазана воспроизведенная автором такого рода обувь). Со временем ношение богато украшенных сапог с причудливой формой носка становится привилегией господствующего класса. А в этнографических коллекциях Закавказья хранятся разноцветные, украшенные национальным орнаментом дагестанские вязаные женские сапоги-чулки с резко выраженными загнутыми носками. Эту обувь еще недавно вязали сами девушки, готовясь к замужеству. Ее надевала невеста лишь один раз в жизни — во время свадебной церемонии, все последующие годы ее жизни сапожки хранились в сундуке, потом их клали в могилу владелице.

Башмаки с загнутыми носками не забыты и теперь. Такая модель широко используется при пошиве домашней обуви.

Известна и другая обувь. Как пишет греческий военачальник и историк V века до н. э. Ксенофонт, из целого куска шкуры быка, буйвола, козла и свиньи шили мягкие туфли-трэхи, которые с помощью ремней стягивались вокруг ноги. (Такого рода туфли-поршни известны и у славянских народов.)

Армения — страна горная и каменистая, поэтому в числе ее войск имелись полки, которые назывались «каменоходными». Воины этих полков были обуты в сапоги с высокими, туго прилегающими голенищами на подошве, утыканной шипами. Обувь на подошве с шипами получает широкое распространение у населения горных районов.

По глиняным моделям (в виде сапог) очевидно, что народности, населяющие территорию Армянского нагорья, еще во втором тысячелетии до н. э. в совершенстве владели сапожным ремеслом и обувь изготавливали довольно сложным выворотным методом.

Такая обувь называется выворотной потому, что подошва прикрепляется к заготовке, затянутой наизнанку и сшитой потайными швами, а после сшивки она выворачивается, подобно чулку, а затем в нее вставляются глиняные или деревянные правила, которые и придают ей требуемую форму. Выворотный способ пошива обуви очень трудоемкий, он требует большого опыта и навыков. Но, несмотря на это, он был самым распространенным и доступным методом в древней Армении и без особых изменений дошел до наших дней.

Кому не известны «кавказские сапоги» или туфли-чувяки, пошитые выворотным методом? Они легкие, эластичные и довольно прочные.

К сожалению, земля не смогла сохранить обувь наших предков, но мы благодарны древним гончарам и миниатюристам, чьи кувшины, кубки и сосуды, выполненные с великолепным искусством, сделали для нас зримыми образцы древней обуви, удивительно схожие с моделями современной.

Это прежде всего «сапожки», обнаруженные >на осушенной территории озера Севан в Лчашенских грунтовых погребениях, относящихся к концу первой половины второго тысячелетия до н.э. Другой сосуд в виде башмачка-ботинка типа мокасин со слегка приподнятой носочной частью датируется XII—X ев. до н.э.

В IX в. до н. э. на территории Армянского нагорья образовалось могущественное государство Урарту. Урартские сапожники стремились сделать обувь не только изящной, но и удобной.

На глиняных кубках-сапожках VIII—VII вв. до н. э. видны детали сапога: отрезные носки, переда и задники, узорные строчки и шнуровка.

Небезынтересно отметить, что в последующие столетия в сапожном ремесле произошло дальнейшее разделение труда с учетом родов и видов обуви. Одни мастера специализировались на пошиве только мужской обуви, другие — женской, одни шили сапоги, другие — башмаки, туфли, третьи — только трэхи (поршни). Раскрой и пошив заготовок производились совершенно другими мастерами (заготовщиками). Такая традиционная специализация и поныне сохраняется среди армян-сапожников, проживающих в Армении и за ее пределами.

Обувщики современной Армении хранят дошедшие до нас из глубины веков славное мастерство и традиции сапожного ремесла. И не случайно наравне с крупными механизированными обувными фабриками созданы фабрики, цеха и участки для пошива высококачественной обуви ручного производства, где с любовью передают свой богатый опыт и знания старейшие высококвалифицированные мастера.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //