Актёр Александр Демьяненко

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Александр Сергеевич Демьяненко, без всякого сомнения, звезда первой величины советского кинематографа. После появления на экране уморительной эпопеи с Шуриком актёр купался в славе и не мог спокойно появиться на улице.

Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.

Например, в 1997 году, когда актеру исполнилось шестьдесят, он говорил в интервью:

"Я вообще-то человек не светский, необщительный и замкнутый – короче, не совсем типичный актер. Я не слишком люблю откровенничать с незнакомыми людьми, нагружать их своими проблемами. Мне не доставляет большой радости, когда в меня тычут пальцем на улице, бросаются в объятия, обращаются на «ты». Я предпочитаю, чтобы меня не замечали. Особенно раздражало повышенное внимание к моей персоне года три-четыре назад, когда у меня не было никакой работы. Ты никому не нужен по большому счету, а тебя продолжают узнавать. Это было печально. Знаете, если б я не был актером, то профессия была бы совсем простой. Ну, не дворником, а, например, человеком, который бы убирал пляж или дачный поселок”.

Из интервью с актером:

"- А дружите с кем-нибудь из коллег по профессии?

- Мало с кем. Дружу с семьей Анатолия Равиковича и Ирины Мазуркевич, дружу с Володей Татосовым, Ефимом Каменецким, Олегом Беловым. Мой круг инженеры, журналисты, режиссеры. А так человек я не компанейский. Анекдоты не рассказываю, песни не пою, на тусовки не хожу. "

Из интервью со второй женой актера Людмилой Демьяненко:

"Он был человек сдержанный, даже скрытный. Все сам решил, и я его первую жену вообще ни разу не видела, – вспоминала Людмила Демьяненко. – Той семье он все оставил. Пришел ко мне с чемоданчиком. Он скучал не по мебели, не по квартире, а по своим книгам. … Он избегал случайных компаний, лишних встреч. ”

Со слов Людмилы Демьяненко уход в 1975 из первой семьи к ней - это был единственный смелый поступок Александра Демьяненко. Во всем остальном он проявлял инертность, не умел бороться за место под солнцем.

А это сказала об актере в своем телеинтервью актриса и друг семьи Татьяна Конюхова:

"У него были глаза, смотрящие внутрь своей души.”

Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.

Александр Демьяненко с мамой Галиной

Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.

Александр Демьяненко в детстве

Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углублённое изучение немецкого языка. В 1954 году, когда пришло время определиться с профессией, в северный город прибыли представители приёмной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко, конечно же, не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но парень так переволновался, что с треском провалил экзамен.

Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.

Александр Демьяненко

Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.

Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.

Кинематографическая биография Александра Демьяненко началась довольно рано, когда он был студентом второго курса ГИТИСа. Начинающий актёр дебютировал в роли Мити в киноленте «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. Зрители и режиссёры заметили артиста в этой оптимистической драме, завершавшей «комсомольскую» трилогию «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Именно в «Ветре» родился образ скромного и интеллигентного юноши, способного совершить подвиг. Этот образ уже тогда прочно закрепился за Александром Демьяненко.

Александр Демьяненко в фильме "Ветер"

После окончания театрального вуза артиста пригласили в Московский драматический театр имени В. Маяковского. Здесь сибиряк проработал три года, но кинематограф всё больше затягивал Александра Сергеевича.

В 1961 году на экраны вышел новый фильм Алова и Наумова. В свой проект – драму «Мир входящему» – они снова позвали Александра Демьяненко. Тот сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника училища, который в последний день войны получил ответственное задание – доставить в госпиталь беременную немецкую женщину. Картина имела огромный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм был осыпан призами, в том числе несколькими на конкурсах в Брюсселе и Венеции.

Ещё две картины, вышедшие следом за драмой «Мир входящему», закрепили Александра Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина», в которой молодой актёр сыграл честного кассира, сделала его узнаваемым. Закрепила успех блистательная комедия «Взрослые дети», в которой Демьяненко в дуэте с Лилией Алешниковой сыграл молодую семейную пару, которая живёт вместе с родителями.

Александр Демьяненко в фильме "Мир входящему"

В 1962 году Александр Демьяненко принял окончательное решение оставить театр Маяковского и переехать в северную столицу. На это имелось две причины. В Ленинграде артисту дали квартиру. К тому же он не раз снимался на «Ленфильме», и здесь ему предложили работу.

Вскоре актёр порадовал своих поклонников новым фильмом – он появился в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс». Зрители с удовольствием наблюдали за действиями отважного журналиста центральной газеты Сироткина, который распутывал финансовые махинации. Не менее громкий успех сопровождал детектив режиссёра Николая Розанцева «Государственный преступник». Здесь Александр Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, которому доверили расследовать дело военного преступника.

Александр Демьяненко в фильме "Порожний рейс"

Карьера артиста стремительно развивалась. Его узнавали на улицах. В каждом киоске «Союзпечати» продавались открытки с изображением Александра. Но оглушительная слава и пик популярности ждали его после встречи с Леонидом Гайдаем. Знаменитый московский режиссёр приехал в Ленинград на «смотрины» Демьяненко. Ведь в столице он отверг четыре десятка претендентов на роль главного персонажа своего фильма по сценарию «Несерьезные истории». Требовался типаж незадачливого юноши Владика Арькова, интеллигентного растяпы, вечно попадающего в курьёзные ситуации.

Гайдай, увидев Александра Демьяненко, понял, что это именно тот артист, который ему нужен. Перед ним стоял человек, которому не нужно было напрягаться и перевоплощаться: это был готовый Владик. Но в процессе съёмок Владик превратился в Шурика. Чтобы добиться полного попадания в образ, артисту пришлось осветлить смоляные волосы. Стилисты, добиваясь радикального блонда, выжгли волосы актёра до такой степени, что на коже появились волдыри.

Позже вдова актёра, Людмила Акимовна, вспоминала, что краски в то время были такими беспощадными, что осталось загадкой, как Демьяненко не облысел.

Александра Демьяненко в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика"

Выход на экраны золотой комедии «Операция «Ы»» был подобен разорвавшейся бомбе. Александр Демьяненко проснулся знаменитым. Теперь его иначе, как Шуриком, никто не называл. Он действительно не сыграл, а прожил роль в этой комедии. Артист не прибегал ни к каким актёрским ухищрениям – он просто оставался собой. Позже он признался, что роль Шурика не была сопряжена для него ни с муками творчества, ни с трудностями перевоплощения.

Многие кинокритики и биографы Гайдая и Демьяненко утверждают, что Шурик – это на самом деле «сборный» образ режиссёра и артиста. Оба оказались в жизни похожими на этого обаятельного героя: нелюдимые очкарики, несколько замкнутые и неразговорчивые, хмурые и шутившие без тени улыбки.

Александра Демьяненко в фильме "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Леонида Гайдая засыпали мешками писем с просьбой продолжить историю обаятельнейшего Шурика. Режиссёр пошёл навстречу пожеланиям зрителей и спустя два года снял «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика». Александр Демьяненко снова появился в амплуа любимого миллионами очкарика-растяпы.

В 1973 году зрители увидели новый киношедевр с участием Демьяненко. Это блистательная комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Она, как и две комедии с Шуриком, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. По прошествии десятилетий зрители и сегодня поднимают себе настроение, глядя на героев, в которых перевоплотились Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин, Александр Яковлев и Леонид Куравлёв.

Александра Демьяненко в фильме "Иван Васильевич меняет профессию"

Но в то время, когда вся страна готова была на руках носить любимого артиста, у него начались проблемы, связанные с обратной стороной славы. Александр Демьяненко превратился в заложника своего Шурика. Режиссёрам трудно было подыскать ему роль, потому что шлейф смешного блондина тянулся за актёром, словно приклеенный.

Сам Александр Сергеевич не раз жаловался, что все вспоминают лишь эту роль, хотя она не потребовала от него никаких усилий. А трудную и достойную работу в замечательных картинах «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река» никто не вспоминает.

Александра Демьяненко в сериале "Угрюм-река"

Артист признавался, что ему в тягость та публичность, которая стала неотвратимой после комедий Леонида Гайдая. К нему подходили на улице, хлопали по плечу, обращались на «ты». Александр Демьяненко был вынужден принимать приглашения на встречи со зрителями, потому что они приносили хоть какой-то доход. На этих встречах его выпытывали о личном, требовали откровенности и «душевного стриптиза». То есть именно того, что больше всего претило артисту.

Дошло до того, что актёру почти не предлагали новых ролей в кино, но при этом он не мог пройти по улице спокойно. И это его раздражало невероятно. Александр Демьяненко с головой ушёл в озвучивание и дубляж иностранных фильмов. Его голосом заговорили герои Жана-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Уго Тоньяцци, Джона Войта и Роберта Де Ниро. Практически во всех советских фильмах Александр Демьяненко озвучил Донатаса Баниониса. Не отказывался он и от озвучивания мультфильмов.

Изредка актёру предлагали интересные эпизоды или маленькие роли в хороших картинах. Так он сыграл приказчика Ивана Сохатых в «Угрюм-реке», Шестакова в «Зелёном фургоне».

В общей сложности фильмография Александра Демьяненко – это семь десятков названий фильмов.

Александра Демьяненко в фильме "Зеленый фургон"

После ухода со студии «Ленфильм» артист какое-то время служил в Театре комедий имени Н. П. Акимова на Невском проспекте. С середины 1990-ых он выходил на сцену Санкт-Петербургского театра «Приют комедиантов», что на Малой Морской. Театралы видели любимого актёра в постановках «Владимирская площадь» и «Антигона». Он превосходно сыграл двух совершенно разножанровых героев, ведь Александр Демьяненко был блестящим драматическим актёром. Но театр на Малой Морской небольшой, посетителей в нём не так уж много, поэтому работу артиста оценили немногие.

В 1991 году Александр Демьяненко стал Народным артистом РСФСР. Но, кажется, эта награда словно подвела черту под его творческой биографией. Он всё ещё выходил на театральные подмостки и озвучивал иностранные фильмы, но уже понимал, что карьера его, как и жизнь, близится к закату.

Личная жизнь

С первой женой – Мариной Скляровой – Александр Демьяненко прожил 16 лет. Пара познакомилась ещё в Свердловске, в драмкружке. Кажется, их семейная жизнь была безоблачной. Супруги часто ходили, держась за руку, понимали друг друга с полуслова. Детей у них не было. Коллеги и друзья Александра Сергеевича запомнили Марину, как энергичную добытчицу всяческих дефицитов. Сам артист был удивительно неприспособленным к обыденной жизни. Поэтому швейцарский сыр, балык и икра в их доме появлялись исключительно благодаря хозяйственной супруге.

Первая жена Александра Демьяненко Марина Склярова

Но что было в душе и на уме у крайне замкнутого и вечно углублённого в свои мысли Александра Демьяненко – никому неизвестно. Его друг Олег Белов в своих воспоминаниях рассказал случай, который, на самом деле, ярко характеризовал артиста. Однажды в Ашхабаде, куда Демьяненко и Белов поехали на кинофестиваль, артистов повезли на экскурсию. Вдруг в автобус зашла Наталья Селезнёва, вместе с которой Александр Демьяненко снимался в комедиях «Операция «Ы» и «Иван Васильевич меняет профессию».

После нескольких лет, прошедших после съёмок этих фильмов, Селезнёва страшно обрадовалась их встрече. Она кинулась к Демьяненко, собираясь его расцеловать, но тот лишь невозмутимо кивнул коллеге, бросив холодное «привет». Наталья Селезнёва окаменела от удивления.

Наверное, то же самое почувствовала первая супруга артиста Марина, когда в один день муж, с которым она ни разу не поссорилась, пришел домой, молча собрал в чемоданчик свои вещи и ушел к другой женщине, с которой прожил до конца своих дней в таких же любви и согласии, как и с первой супругой.

Александр Демьяненко с женой Людмилой

Второй женой артиста стала Людмила, режиссёр дубляжа из «Ленфильма». Для неё это был второй брак. От первого осталась дочь Анжелика. Отношения с падчерицей у Александра Сергеевича сложились замечательные. Впоследствии Анжелика Неволина стала известной артисткой Малого драматического театра Льва Додина.

Александр Демьяненко очень любил уединение, для чего как нельзя лучше подходила дача под Санкт-Петербургом. Здесь он увлечённо читал, слушал классическую музыку и мечтал.

Мало кто знал о том, что у артиста было больное сердце. Но в последние годы жизни ему пришлось работать на износ. В Санкт-Петербурге Демьяненко не предлагали работы в кино. Поэтому на поступившее из Москвы предложение сняться в сериале «Клубничка» он ответил согласием. Актёр мотался из Питера в столицу, жил в гостиницах. Каждый день снималась новая серия ленты.

На выходные Александр Демьяненко спешил в Санкт-Петербург, ведь в театре «Приют комедианта» шел спектакль с его участием. Он был очень ответственным человеком и не мог допустить срыва представления.

На съёмках сериала у актёра отслоилась сетчатка. Пришлось делать операцию на глазах под наркозом. Демьяненко перенёс его трудно. Вскоре он снова попал в больницу с подозрением на язву желудка. Как оказалось, это был второй инфаркт. О первом артист и не догадывался.

Врачи решили делать Александру Сергеевичу шунтирование. Но до операции он не дотянул одного дня. Причиной смерти был отёк лёгкого.

Многие говорили о любви актёра к спиртному. Некоторые даже утверждали, что причиной проблем с сердцем был алкоголь. Ради справедливости стоит признать, что трезвенником Александр Демьяненко действительно не был. Но как утверждали его друзья, он никогда не переходил ту грань, за которой терял контроль над собой и человеческий облик.

Похоронили знаменитого артиста в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. Спустя несколько лет рядом появилась могила его второй супруги Людмилы.


Метки:


Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //