Когда человек был первобытным…


Совершенно случайным образом наткнулся на красивые иллюстрации художника Зденека Буриана, некоторые из которых во времена моего детства украшали "Учебник по истории древнего мира" середины 1970-х годов.

Интересные картины, люди жили хоть и скромно, зато весело... Зденек Буриан — замечательный чешский художник и книжный иллюстратор. Автор картин и рисунков на палеонтологическую тематику, палеонтологических и палеоантропологических реконструкций.

Родился 11 февраля 1905 года в моравском городе Копршивнице. Едва научившись держать в руках карандаш, Зденек стал рисовать и старался добиваться схожести рисунков с оргиналом. Его способности заметила мать Гермина, которая убедила отца Эдуарда, видевшего сына лесником, разрешить Зденеку заниматься рисованием. В 1919 году мать отвезла Зденека Буриана в Прагу в Академию живописи.

В стилистике художника, — помимо крепких академических традиций рисунка и живописи, — явно просматриваются черты чешской Сецессии, — европейского модерна начала 20 ст., — мощного течения, — в том числе, — и в изобразительном искусстве, — сочетавшего реалистически точное и романтизированное изображение с полётом художнического воображения и фантазии. Характерна в этом смысле станковая картина художника «Безжалостная Диана», где идеализированные женские образы соединены с богатым пейзажным и предметным фоном.

Если не брать в расчет книжные иллюстрации, которыми Буриан занимался в течение всей жизни, то остальные его картины исследователи делят на два периода. Первый приходится на начало его деятельности до 1940 года. В это время художник проявил интерес к географии, этнографии и антропологии. Наибольшим достижением З. Буриана в этого времени считается цикл живописных полотен «Земля и люди», состоящий из 40 картин. В него входят ландшафтные пейзажи земных континентов, портреты людей разных рас. Цикл создавался в сотрудничестве с журналом «По белу свету». В настоящее время судьба большинства картин этого цикла неизвестна.

Главной темой второго периода творчества Буриана стали палеонтологические и палеоантропологические реконструкции. Эта сфера помогла Буриану воплотить свой художественный талант. Буриана нередко называют «машиной времени». Восхищает не только качество работ чехословацкого художника и его уникальный дар представлять далекое прошлое, но и размах изображенных сюжетов. В этот цикл входит 386 масляных полотен, 128 картин, сделанных темперой, гуашью и пастелью, и 382 карандашных рисунка. Помимо этого, рисунки Зденека Буриана послужили основой для создания доисторических животных и ландафтов для фильма «Cesta do pravěku» (путешествие к началу времён).

Известный немецкий палеонтолог доктор П. Дабер, профессор университета Гумбольдта в Берлине, в 1982 году так отзывался о работах Буриана: «Огромная серия его картин ... стала основой нового как научного, так и всеобщего понимания геологической истории нашей природы». Позднее он же отмечал: «Картины Буриана являются, по моему мнению, не просто художественными реконструкциями первобытной жизни, но часто и научными гипотезами, выраженными кистью художника».

Зденек Буриан оставил огромное творческое наследие. Он получил звание заслуженного художника Чехословакиии. Буриан проиллюстрировал и создал суперобложки к 456 книгам, кроме этого он нарисовал свыше 200 самостоятельных суперобложек, около 550 рассказов, опубликованных в журналах, снабжены его иллюстрациями. Общее количество иллюстраций и суперобложек составляет около 14 тысяч! Но Буриан этим не ограничился. Он проделал колоссальный труд, создав 1053 отдельные картины, написанные маслом, темперой, гуашью и пастелью. Количество мелких рисунков (не говоря уже о набросках и эскизах) не установлено до сих пор.

Работы Буриана получили признание и других видных ученых. Книги с иллюстрациями чехословацкого живописца изданы на 17 языках. Практически весь мир смотрит на далекое прошлое нашей планеты глазами Зденека Буриана. Большая часть картин о первобытном времени хранится в научных и культурных учреждениях Чехии и Словакии, некоторые находятся в частных коллекциях.

Научная фантастика в творчестве художника представлена как в достоверных реконструкциях живых образов минувших исторических и незапамятных по древности доисторических времён, так и в не столь частых авторских иллюстрациях к книгам НФ. Художник успел проиллюстрировать классические книги Жюля Верна, — в том числе и — «20000 лье под водой». «Наутилус» в графическом исполнении художника столь же реален, как подлодки 21 века, ещё большую достоверность сообщают подводному кораблю капитана Немо виртуозно изображённые образцы экзотической океанской фауны...

Приходится посетовать, что иллюстрации к произведениям Ивана Антоновича Ефремова не были заказаны именно Зденеку Буриану.




Метки:



Комментарии:



Поиск по сайту
Комментарии
Архивы
© 2016   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //