Тихая лесная деревня

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

В конце мая этого года башкирский поселок Урман стал знаменит. В течение трех дней его название не сходило с топа новостных лент, тут была небольшая война по всем правилам. Был и артобстрел, и эвакуация – горел 99 арсенал главного ракетно-артиллерийского управления.

Сгорело три улицы, практически всем домам был нанесен ущерб, без крова осталось 116 человек. Пострадали более 10 человек, два человека пропали без вести. Я побывал там спустя два месяца после ЧП.

Сам поселок сравнительно небольшой, всего две с половиной тысячи жителей. А арсенал, находящийся на расстоянии нескольких сот метров, по территории едва ли не больше поселка.


Поселок как поселок, люди занимаются своими повседневными делами.

Дети бегают. Довольно тихое место.

“Артем, ты где?”

“Тут, мам, мы в беседке! Меня тут дядя фотографирует!”

“А, молодец!”

Однако устойчивый запах гари и довольно страшый вид некоторых зданий напоминает о случившемся.


Да и не в каждом поселке есть штаб оповещения. Сначала была мысль зайти, спросить как дела. А потом оглянулся и понял – все и так ясно.

Это дома на главной улице, она идет параллельно территории арсенала и пострадала больше всех.

Когда начались взрывы, все население Урмана и население близлежащих территорий было эвакуировано. Всего около пяти тысяч человек.


А тут был настоящий филиал ада. В арсенале хранились около ста тысяч тонн ствольных снарядов для артилерии и танков калибром 120-152 мм. Все это взрывалось, а фрагменты разлетались на несколько километров.

«Насколько я помню, там не хранились, к счастью, реактивные снаряды, а только артиллерийские, и поэтому боеприпасы, которые детонируют, не должны разлетаться более чем на три–пять километров», – генерал-полковник Николай Свертилов, бывший начальник ГРАУ Минобороны РФ.

“Опять корреспонденты приехали! Лучше бы помогли! Из какой газеты?”

Хотелось ответить, что из “Красной Звезды”, но боюсь, юмора не поняли бы.

То, что возможно восстановить – восстанавливают. Стараются делать все своими руками, администрация пригнала несколько десятков гасторбайтеров, но качество их работы многих не устраивает.

Забор арсенала буквально в нескольких метрах от крайнего дома. В доме живет 80-тилетняя бабушка, но сейчас она у знакомых. Дом на удивление уцелел, только в нескольких местах потрескался шифер. Новый привезли, но вот перекрыть крышу руки у рабочих не доходят.

А за колючкой выгоревший лес…

Вот и вход в часть 67684, обслуживающую арсенал. По вполне понятным причинам туда я не попал.

Но под пристальным взглядом караульного можно заглянуть через новый забор вокруг офицерских пятиэтажек. Их полностью восстановили, а выглядели они примерно так.

Подновили и памятник ушедшим на Великую Отечественную. На заднем плане какой-то изорванный осколками ангар.

На этой улице было несколько многоквартирных домов. Два из них превратились в руины, а их жителям на прошлых выходных Рустэм Хамитов вручил ключи от новых квартир в Иглино.

Казалось бы, все нормально: стройматериалы людям выданы, рабочие есть, восстановление ведется. Но если немного уйти в глубь поселка, картинка меняется.

Местные жители говорят, что всегда знали о том, что живут на пороховой бочке и рано или поздно что-то такое должно было случиться. Не думали, что такого масштаба.

Это когда-то было улицей. Перепахали улицу рабочие, менявшие коммуникации. Новый водопровод это очень хорошо, если его сделать оперативно и привести потом территорию в надлежащий вид. Эта улица теперь трудно проходима даже в хорошую погоду, а после дождя без хороших сапогов лучше и не выходить.

Пока же есть готовая к посеву озимых улица, несколько ликвидированных огородов с перепаханной картошкой, помидорами, огурцами и прочей зеленью и вот такие котлованы около каждого дома.

Как говорят жители, такая ситуация уже с месяц и ничего не меняется. Надо сказать, что люди тут живут, мягко говоря, не богато и личное хозяйство действительно кормит. А теперь на зиму запасов не будет.

Воды тоже нет уже несколько месяцев, носят с колонки.

У калитки стоит девочка с щенком. Классический душераздирающий кадр сам шел в руки. Помните “Хвост виляет собакой“

Познакомились. Девочку зовут Света, живет тут с мамой и отчимом. Мама Светы пригласила в гости, посмотреть на жизнь. Что сказать, бедно это не то слово, у ребенка даже нет собственных фотографий. Единственный плюс от взрывов – перекрыли текшую крышу, но в доме выбито несколько стекол, пошли трещины по стенам, печь на несколько сантиметров отошла от стены.

На территории арсенала до недавних пор производились контролируемые подрывы остатков боеприпасов, дома ходили ходуном, плинтусы отлетали от пола. На жалобы минобороны никак не реагировало, победить их и остановить взрывы смогла какая-то организация по защите животных – взрывы очень сильно пугали редкие виды.

Кстати говоря, это не частный дом, а муниципальное жилье, считается квартирой. Точнее, адрес есть, а по документам этих домов нет. Это выяснилось после того, как мама Светы пошла выяснять, когда же наконец им вставят новые окна.

“А куда же мы столько лет платили квартплату?”

Больше всего местных жителей возмущает реакция военных. От них так никто и не услышал извинений и не увидел помощи.

В следующем году этот арсенал, как и многие другие будет ликвидирован, а боеприпасы вывезены на новую территорию. Строить арсеналы рядом с населенными пунктами прекратят, а существующие перевезут.

Военная смекалка была во все времена, а опыт перенимается мгновенно. Буквально через неделю после взрывов в Урмане взлетел на воздух 102-й арсенал под Ижевском в Удмуртии. Его как раз собирались передислоцировать из-за близкого соседства с населенными пунктами. Видимо, решили не заморачиваться с пересчетом и перевозкой…




Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //