Московские кришнаиты

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Пока российские власти – особенно на среднем и низовом уровне – усиливают натиск мракобесия в пользу большинства, угнетаемые меньшинства по-толстовски проповедуют непротивление злу силой. Особенно показателен тут пример московских кришнаитов, которые тяжко (и даже с добром без кулаков, а кулаки просились) преодолевают наследие «лучшего мэра» Лужкова.

Попытаемся отвлечённо посмотреть на их борьбу за свой Храм.

Напомним краткую историю московских кришнаитов.

Во времена расцвета демократии в стране, в 1988 году произошла официальная регистрация Московского общества сознания Кришны – первой религиозной организации, получившей регистрацию после Второй мировой войны. В 1990 году руководитель Москвы Гавриил Харитонович Попов выделяет под нужды храма аварийное двухэтажное здание у метро Беговая. Верующие восстанавливают здание своими силами. В Москве открывается первый в СССР храм индуизма.

В 2004 году, в период восстановления мракобесия в Москве и во времена правления Лужкова, кришнаитский храм на Беговой был снесён. Таким образом, Лужков продолжил практику ещё одного московского градоначальника – Лазаря Кагановича – по сносу храмов в городе.

Взамен снесённого здания кришнаитам выделен земельный участок на Ленинградском проспекте и храм переехал во временное здание на новой земле. Однако почти сразу, в 2005 году мэр Лужков отменяет своё решение о выделении земли для строительства нового храма Кришны на Ленинградском проспекте.

2007 году под давлением парламента Великобритании, вставшего на защиту русских кришнаитов, правительство Москвы принимает решение о строительстве храма в Молжаниновском районе Москвы близ деревни Верескино.

К настоящему дню храм кришнаитов так и не построен.

Беломраморные стены, покрытые затейливым индийским узором, стеклянные террасы, похожие на пирамиды мансарды  на кровле – вот лишь несколько самых ярких деталей необычного строения высотой почти 70 метров, которое является центральной частью ухоженного пространства с аллеями и цветочными клумбами. Это красивое светлое здание запечатлено ночью, в свете звезд и парковых фонарей, вызывая почти мистическое чувство, будто это ожившая иллюстрация к одной из прочитанных в детстве сказок о чудесах и волшебных хоромах.

Слово «чудеса» здесь  более чем уместно, ведь хоромы эти не то что не достроены, но даже  первый камень не заложен и все описанные мной красоты воплощены лишь в пикселях трехмерного макета, нарисованного на компьютере. Так что пока Шри Шри Радха-Мадхава, будущий московский центр ведической культуры и новый «ватикан» российских кришнаитов России, существует виртуально. Когда он будет возведён (и будет ли возведен вообще), известно только верховному кришнаитскому божеству – все предыдущие проекты подобного духовного центра так и не были воплощены в жизнь.

(Так должен выглядеть Храм Кришны в Москве)

В этом как раз ничего удивительного нет – бритоголовые люди в странных оранжевых одеждах, устраивающие красочные шествия на улицах с песнопениями на незнакомом языке, вызывают в нашем обществе самое разное отношение. Кому то не нравятся их публичные ритуалы, кому то настойчивые просьбы о пожертвованиях, а кто-то вообще считает кришнаитов худшего рода сектантами и язычниками. Среди сторонников этой точки зрения немало православных активистов и русских националистов – именно они в 2004 году организовали массовый митинг против строительства кришнаитского храма на Ходынском поле, близ метро Динамо. Повлиял ли этот протест или были какие-то другие подспудные причины, но тогда власти Москвы, в конце концов, отказали «оранжевым» в праве на строительство.

Однако, старое здание на Хорошевском шоссе, где до этого ютились кришнаиты, уже было снесено, поэтому, до разрешения конфликтной ситуации, с насиженного места на Ходынке их не погнали – так и осталась московская индуистская община на «святоскорбном месте» по соседству с Ледовым Дворцом, стадионом Динамо и прочими знаковыми сооружениями.

Впрочем, в тени этих громадин, маленькое подворье легко теряется – не так уж легко с первого раза найти серебристый забор за которым прячутся шатёр и жестяные коробки строительных вагончиков, внутри которых и обосновался, уже который год, временный храм «Международного Общества Сознания Кришны»(МОСК) – главный оплот российских сторонников идей преподобного Бхактиведанты Свами Прабхупады, самого известного гуру кришнаизма за пределами Индии.

Перед входом в помещения общины, на почётном месте висит плакат с изображением будущего храма – здесь он ещё красивее, чем на экране монитора. Как раз перед моим визитом у кришнаитов случилась нежданная радость, – Владимир Ресин подписал распоряжение о выделении Обществу земельного участка площадью 2 гектара. Зкмля, правда, расположена далековато от нынешней обители – за границами МКАД, у деревни Верескино, что на берегу реки Сходня. Но самих кришнаитов такая удалённость не беспокоит: «Впервые в истории России в самом сердце страны появится величественный Храм, построенный по канонам ведической архитектуры…

…Основанный на принципах Васту, новый Храм позволит создать наиболее естественные условия, в которых всё окружающее пространство будет способствовать общению души с Богом. Расположенный на берегу реки, посреди густого зелёного леса, Шри Шри Радха-Мадхава Мандир станет подлинным украшением и новой туристической достопримечательностью российской столицы», – говорится в официальном заявлении на сайте храма.

(Молельная во временном храме московских кришнаитов)

Васту – это такая ведическая (основанная на «священных писаниях» индуизма – ведах) наука о гармонии между человеком и окружающей средой – индийский фэн-шуй, проще говоря. Пока ещё рано говорить, как это отразится на внешнем виде храма, но его внутреннее устройство уже можно представить  по образу жизни ходынской общины.

Вместе с моим проводником, преданным Кришны Шри Гиридхири Дасом (в миру Саша) заходим внутрь: сначала идёт обширный гардероб, потом несколько столиков и небольшой буфет. Здесь нас встречает высокая блондинка в сари, для того что бы вручить несколько фруктов с большого блюда. Это «прасад», еда освящённая по кришнаитскому обычаю (по вкусу впрочем мало чем отличается от обычной). Затем она же подносит стаканчик с беловатой жидкостью. Залпом выпиваю, затем спрашиваю, как называется. «Чаринамрита на хинди, по-русски означает нектар лотосных стоп» – бодро рапортует кришнаитская леди. Услышав про стопы, быстро перевожу разговор на другую тему, пока не выяснились какие-нибудь невкусные подробности – оказывается, сама она из Челябинска, в Москву переехала недавно, чтобы помогать с организацией местной «Пищи жизни». Этот благотворительный фонд существует уже более 20 лет, сами кришнаиты говорят, что это единственная в России неправительственная организация по обеспечению людей питанием в условиях чрезвычайных ситуаций.

Смотрим фотографии на стенде – много довольных сытых лиц: накормленные вегетарианской колбасой участники марафона на Красной Площади, ветераны Великой Отечественной на Дне Города с аппетитом уплетающие гречневую кашу с огурцами, а вот и бывший префект Митволь дегустирует на каком то празднике некую алую жидкость из пластмассового стаканчика: «Благочестивый человек, последнее время очень нам помогал», – вмешивается один из кришнаитских служителей.

(Фотохроника добрых дел московских кришнаитов, хранящаяся в их временном пристанище: вверху бывший префект Северного округа Москвы Олег Митволь пьёт освящённый напиток; внизу ветеран ВОВ ест бесплатную кашу, преподнесённую кришнаитами)

Двигаемся дальше, здесь нужно разуться и при желании даже снять носки – за дверью молельный зал. Несмотря на раннее время и будний день, люди постоянно входят и выходят. В полумраке слышен шелест чёток и негромкие слова молитвы. Одеты кришнаиты в основном просто, по- европейски, на общем фоне мой гид выделяется своим индийским платьем. Ощущения довольно странные – в центре Москвы, в обычный строительный вагончик вдруг оказался перенесен кусочек Индии. Пахнет благовониями, золотые одеяния идолов блестят от свечного пламени.

Посреди зала дверь со странной надписью «вход в пуджарскую», туда нас пускают не сразу – «пуджари» (индуистский священник) проводит некий ритуал. В небольшом помещении ароматный дым стоит столбом, в центре горит пламя, стоят подношения в виде фруктов и цветов. Ритмично по кругу двигаются люди, поют что-то завораживающее на хинди. Выясняется, что ритуал проводится для супружеской пары – жена беременна и просит защиту у Кришны для ребёнка. Оба супруга русские, в кришнаизме уже много лет. После обряда все блаженно улыбаются, обнимаются, благословляют супругов, пока те раздают прасад.

(Благодарные москвичи, получившие от кришнаитов бесплатную еду и подарки)

После дымовой завесы в тесной пуджарской немного кружится голова, так что быстро заканчиваем экскурсию в магазине:  здесь полно фильмов на ДВД, книг и брошюр, рассказывающих естественно о Кришне, Бхагавад-Гите и Свами Прабхупаде, но кроме них продаётся разнообразный коммерческий товар из Индии – от чёток с духами до одежды, словно взятой из гардеробов болливудских мюзиклов.

Наконец, выходим наружу, во дворе собралось несколько кришнаитов и, улыбаясь, он что-то напевают под дробь барабана. Вспоминаются виденные до этого шествия на Арбате – «Не приходите к нам, а то ещё бросите пить, употреблять наркотики…» У кришнаитов 4 строгих запрета – на употребление мяса, психоактивные вещества, алкоголь, сигареты и секс не для зачатия детей. Спрашиваю об этом одного из певцов, он усмехается: «Тяжело конечно, все-таки в России живем, сколько мучений и страданий кругом – живут люди в грязи, да в пороке, вот и пьют! Признаюсь я и сам несколько раз срывался, но всегда возвращался обратно. Не могу жить в окружении, где всем правят деньги, а люди ведут себя как свиньи с обезьянами… может даже и хуже!»

(Первые освящённые камни в будущий Храм Кришны в Москве)

Кришнаиты вокруг нас продолжают смеяться и петь, всё громче и громче, наконец начинают танцевать. Пока мой проводник ещё сдерживается, чтобы самому не пустится в пляс, я еще раз смотрю на плакат с храмом, таким же нездешним как долгополые одежды плясунов, и, стараясь  их перекричать, задаю последний вопрос – «А вдруг и этот не построите, что тогда?». Кришнаитский монах долго не отвечает, наконец, с улыбкой складывает руки в прощальном жесте и всё же присоединяется к танцующим. Развеваются полы шатра, блестят лысые головы, звенят бубны и с вызовом поднимается к низкому московскому небу бодрый напев «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Хааре Харе Рама Харе Рама




Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //