Ислам в Казахстане. Последний дервиш.

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection


Несмотря на декларируемую властями приверженность исламу, Казахстан остаётся страной с родо-племенными устоями. Казахи делятся по жузам, а внутри них – по родам. Лишь дервиши остаются теми людьми в Казахстане, что соединяют шаманизм и исламские обычаи. Немецкий фотограф Павел Прокопчик побывал у самого «сильного» дервиша страны – «бабушки Апашки».

В июне 2011 года «Агентство Казахстана по делам религий» официально заявило, что намерено разработать концепцию развития умеренного ислама. Как отметил глава ведомства Кайрат Лама Шариф, данная концепция должна основываться на традициях предков, которые сложились в течение длительного периода. Поэтому, по его мнению, в Казахстане необходимо «заново развивать традиции в отношении ритуалов, ношения одежды, в этом у нас есть свое собственное видение».

В отношении ислама Казахстан повторяет путь ещё двух умеренных в религиозном отношении стран – Турции и Китая. Иногда ислам в этих двух странах называют «либеральным», или «просвещённым» и даже «светским» исламом.

В Казахстане же к «просвешённому» исламу ещё и примешиваются родо-племенные устои. Можно даже говорить, что официальная религия в этой стране является причудливой смесью мусульманства и шаманизма. Казахстан уже несколько веков делится на три крупных клана – жузы. В свою очередь жузы делятся ещё на роды. Вот как сами казахи описывают родо-племенную ситуацию в современном Казахстане: «Усилилось не только меж-жузовое разделение, но и проявляются случаи явного антагонизма представителей одних родов к другим, как на бытовом уровне, так и на местах работы. Жузовой и родовой подход проник во все сферы, включая, на первый взгляд, нейтральные сферы, как, например, спорт. Обсуждение особенностей своего рода и его преимуществ над другими прочно вошло в темы всяких мероприятий и застолий. Грустно признавать, что свою долю в жузовое разделение вносит казахская творческая интеллигенция».

В такой ситуации вынужденного сосуществования ислама и родо-племенных воззрений связующей нитью остаются между ними т.н. «дервиши», суфийские мудрецы. В Казахстане они применяют шаманистские практики, но обосновывают их канонами ислама. С некоторой натяжкой их можно сравнить с русскими «бабушками-целительницами», которые «зачитывают» свои знахарские практики православными молитвами.

Как и служители в китайском исламе, дервиши в Казахстане в основном женщины. Фотограф Павел Прокопчик, проживающий в Германии, побывал у одной из самых «сильных» дервишей страны – «Апашки». Её ещё нередко называют «последний дервиш Казахстана».

«Апашка» переводится с тюркского просто как «бабушка». Но у этой женщины есть и светское имя – Бифатима Дуалетова. Она проживает на юго-востоке Казахстана, недалеко от границы с Киргизией. В 2002 году она нашла в горах место, которая посчитала «пупом Земли», по-тюркски – Унгуртас. Якобы именно в этом месте наблюдается повышения концентрация космической энергии.

Постепенно в этом месте образовался небольшой городок. В нём в сезон (т.е. исключая зиму) проживает до 300 человек. Все эти люди как учатся у Апашки, так и бесплатно работают на неё  (тот самый либерализм). В течение года сюда прибывает в общей сложности до 10-15 тысяч паломников.

Апашка лечит людей козами. В прямом смысле: её служители забивают козу, а её кровью вымазывают страждущих. Тяжело больных также заворачивают на ночь в освежёванную шкуру козы. Но при проведении этих ритуалов Апашка читает суры из Корана. Также дервиш специализируется на гаданиях.

Апашка очень хорошо символизируют государственную религию Казахстана: зачатки ислама, «традиции» и либерализм.







Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //