С праздником Курбан-Байрам!

Курбан-байрам – самый большой мусульманский праздник. Его второе название - Ид-аль-Адха. Праздник этот отмечается с 10 по 13 числа Зуль-Хиджжа по мусульманскому календарю и завершает паломничество к святыням Ислама – Хадж.



День великого праздника начинается с похода в мечеть, где мусульмане воздают хвалы Всевышнему и раздают милостыню. После этого надлежит посетить своих родственников и друзей. Основным действом Курбан-байрама является жертвоприношение. Мясо приносится в жертву Единому Богу и по обычаю делится на три части: одну часть отдают бедным, вторую подают на стол как угощение для родственников, друзей и соседей, а третью мусульманин оставляет себе.

Обряд принесения жертвы сопровождается хвалой Господу, сохранившему жизнь Исмаилу, который стал предком арабского народа и, впоследствии, пророка Мухаммеда. Жертвоприношение – это большое благодеяние для мусульманина, потому как с первыми брызгами жертвенной крови все грехи человека прощаются. В качестве жертвенного животного подходят верблюды, коровы (быки), бараны или козы. Верблюда и корову режут за семерых человек, а барана и козу – за одного. Жертвенное животное должно быть взрослым и не иметь никаких физических недостатков.

Каждый мусульманин в этот праздник должен съесть мясное блюдо. Обычно это плов, манты, бешбармак, лагман. А женщины и дети угощаются различными сладостями. История этого праздника, согласно Корану, такова. Аллах послал испытание своему Пророку Ибрахиму, чтобы укрепить его в вере – ему было необходимо произвести жертвенное заклание своего сына. Пророк, твердый в своей вере, последовал велению Всевышнего и тот, не желавший смерти ребенка, принял в жертву вместо него животное. В память именно этого события мусульмане ежегодно совершают обряд жертвоприношения, отдавая дань и следуя примеру Пророка, способного на великое самопожертвование ради Всевышнего.

Курбан-байрам – праздник заботы о ближнем, единения семьи и покорности Всевышнему. В каждом доме царит атмосфера гостеприимства и щедрости.

Распорядок дня в этот день:

Одним из правил в день Ид является омовение перед тем, как отправиться на молитву. Есть достоверные свидетельства Аль-Муватта, в которых говорится о том, что Абд-Аллах ибн Омар обычно совершал омовение в день Ид аль-Фитр перед выходом к месту совершения молитвы (Аль-Муватта, 428).

Есть свидетельство, что Саид Ибн Джубайр сказал: "В Ид три вещи являются сунной: прийти (к месту совершения молитвы), совершить полное омовение и поесть перед выходом". Вероятно, об этом установлении Саиду Ибн Джубайру стало известно от Сподвижников Пророка.

Аль-Навави (да будет доволен им Аллах) упоминал, что по единодушному мнению ученых, полное омовение перед совершением молитвы Ид является мустахаб (предпочтительно). Оно обусловлено теми же причинами, что и для пятничной молитвы и других публичных собраний, но лишь с еще большей степенью обязательности.

Принятие пищи перед выходом

Не следует выходить к месту совершения молитвы в Ид аль-Фитр, не поев предварительно фиников. В хадисе, переданном Бухари со слов Анаса Ибн Малика говорится: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не выходил утром в Ид-аль-Фитр до тех пор, пока не поел фиников (их число было нечетным)" (Аль-Бухари, 953).



Поесть перед выходом - мустахаб, ибо таким образом подтверждается недозволенность поста в этот день и его окончание. Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллах) пояснял, что это правило установлено для того, чтобы не допускать продления людьми поста, а также означает следование наставлениям Аллаха (Фатх, 2/446).

Если нет фиников, можно съесть обычный завтрак. С другой стороны, в Ид аль-Адха мустахаб - не принимать пищу вплоть до окончания молитвы, когда следует отведать мяса жертвенного животного.

Такбир в день Ид

Это одна из величайших сунн в этот день. "Аллах … желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его" (Коран, 2:185).

Аль-Валид ибн Муслим сказал: "Я спросил Аль-Узая и Малика Ибн Анаса, следует ли в день Ид произносить вслух такбир. Они ответили: "Да". В Ид аль-Фитр Абд-Аллах Ибн Омар обычно громко произносил такбир до тех пор, пока не приходил имам".

Абу Абд ар-Рахман ас-Салами сказал: "В день Ид аль-Фитр они произносили (такбир) громче, чем в Ид аль-Адха" (Ирва 3/122).

Аль-Даракутни и другие рассказывали, что Ибн Омар, выходя из дому в Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха, усердно произносил такбир, пока не достигал места совершения молитвы, и продолжал до тех пор, пока не приходил Имам (Ирва, 2/122).

Ибн Абу Шайбах передал (с достоверным иснадом (передаточной цепочкой)), что Аз-Зухри сказал: "Выходя из дому в день Ид, люди совершали такбир, пока не достигали места совершения молитвы и до тех пор, пока не приходил имам. С приходом имама они умолкали, пока он не начинал читать такбир, и вместе с ним они также произносили его" (Ирва, 2/122).

Практика совершения такбира на пути от дома к месту совершения молитвы была широко распространена среди Саляф (правоверных мусульман) - о ней сообщали многие авторы, такие как Ибн Абу Шайбах, Абд ар-Разак, и аль-Фиръяби в своей книге "Ахкам аль-Ид-айн (Нормы празднования Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха) Саляф".

Примером тому является свидетельство о том, что Нафи Ибн Джубайр обычно произносил такбир и удивлялся, почему люди не поступают так же. Он спрашивал: "Почему вы не произносите такбир?". Ибн Шихаб аз-Зухри передал: "Люди обычно совершали такбир со времени выхода из дому до тех пор, пока не приходил имам".

Время совершения такбира начинается ночью дня Ид и длится до прихода имама, руководящего молитвой.

Слова такбира

Ибн Абу Шайбах передал в Аль-Мусаннаф, что Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) обычно произносил такбир на протяжении дней Ташрик (трех дней, следующих за днем жертвоприношений десятого Зу-ль-Хиджжа): "Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илл-Аллах, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа Лиллахи-ль-хамд" ("Аллах Велик, Аллах Велик, нет бога, кроме Аллаха, Аллах Велик, Аллаху - слава"). Ибн Абу Шайбах передал (с тем же иснадом), что слова "Аллаху Акбар" повторяются трижды.

Аль-Мухамили также передал, что Ибн Масуд произносил следующие слова: "Аллаху Акбар Кабиран, Аллаху Акбар Кабиран, Аллаху Акбар уа Аджалль, Аллаху Акбар уа Лиллахи-ль-хамд"" ("Аллах - Самый Великий, Аллах - Самый Великий, Аллах Всемогущий и Великий, Аллаху - слава") (Аль-Ирва, 3/126).

Поздравления

В день Ид люди могут обмениваться поздравлениями и приветствиями, используя для этого любые слова, какие пожелают. К примеру, поздравление может выглядеть следующим образом: "Такаббаль Аллаху минна уа минкум" ("Да примет Аллах (пост и дела поклонения) от нас и от вас") или "Ид Мубарак" и другие.

Джубайр Ибн Нуфайр сказал: "Во времена Пророка (мир ему и благословение) встречаясь в день Ид, люди говорили друг другу: "Такаббаль Аллаху минна уа минкум" ("Да примет Аллах от нас и от вас") (Ибн Хаджар. Его иснад - хасан (приемлемый). Фатх, 2/144).

Практика обмена приветствиями и поздравлениями в дни Ид была распространена во времена Сподвижников Пророка и таких ученых, как Имам Ахмад. Сподвижники Пророка поздравляли друг друга по какому-либо особому случаю (к примеру, если Аллах принимал покаяние человека и т.д.)

Несомненно, подобные поздравления являются одними из наилучших и самых благородных проявлений благовоспитанности мусульман.

В заключение, разрешается отвечать на поздравления или промолчать, если ничего не было сказано подобно тому, как сказал Имам Ахмад: "Если кто-то поздравляет меня, я отвечаю ему, однако я не произношу его первым".

Как одеваться в день Ид

"Абд-Аллах Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: "Омар выбрал шелковую джуббу (верхняя одежда с широкими рукавами), принес ее Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и сказал: "О Посланник Аллаха, купи ее и носи в Ид, когда приедут делегации". Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Шелк носит лишь тот, у кого нет удела в мире вечном" (Бухари, 948).

Пророк (мир ему и благословение) одобрил намерение выглядеть наилучшим образом в день Ид, но отверг и осудил предложение купить джуббу, ибо она была сшита из шелка.

Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: "У Пророка (мир ему и благословение) была джубба, которую он носил в Ид и по пятницам". (Сахих Ибн Хузайма, 1675). Аль-Байхаки передал, что Ибн Омар в день Ид обычно одевал свои лучшие одежды.

С другой стороны женщинам не следует надевать украшения в Ид, ибо им запрещено показывать их мужчинам, с которыми они не состоят в махремном родстве. Женщине, намеревающейся выйти из дому, запрещено пользоваться духами, облачаться в соблазнительные платья, ибо в этот день единственной целью, с которой она выходит из дому, является поклонение Аллаху.

Правила прослушивания проповеди Ид

Ибн Кудама (да будет доволен им Аллах) писал в своей книге "Аль-Кафи" (стр. 234): "Когда имам произнес салям (по окончанию молитвы), ему следует прочесть проповедь в двух частях, подобно двум пятничным проповедям, поскольку Пророк (мир ему и благословение) поступал так. (Хутба (проповедь) Ид) отличается от пятничных проповедей в четырех аспектах… четвертым является: прослушивание ее - сунна, и в то же время не является обязательным, ибо есть свидетельство о том, что Абд-Аллах Ибн Саиб сказал: "Я посещал Ид с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) и по завершении молитвы, он сказал: "Мы собираемся дать проповедь, поэтому тот, кто желает сесть (и слушать) хутбу, пускай садится; кто хочет уйти, пускай идет".

Аль-Навави (да будет доволен им Аллах) написал в своей книге "Аль-Маджму' Шарх аль-Мухаззаб": "Мустахаб (предпочтительно) слушать проповедь, хотя хутба и ее прослушивание не являются главными условиями молитвы Ид". Однако Аш-Шафаи говорил: "Если кто-либо не слушает проповедь Ид - во время затмения, когда совершаются молитвы о дожде, или во время хаджа, или разговаривает во время такой проповеди или уходит, я не одобряю этого, однако он не должен повторять молитвы".

В "Аль-Шарх аль-Мумтиаля" Ибн Усаймина говорится: Слова (Ибн Кудамы) "подобно двум пятничным проповедям" означают, что ему следует совершить две проповеди, хотя в этом отношении есть разногласия, как мы уже упоминали выше. Хутба Ид регулируется теми же правилами, что и пятничная молитва, в том числе положением, согласно которому разговаривать во время нее - харам (запрещено), однако посещать ее необязательно, тогда как посещение пятничной молитвы обязательно, ибо, как говорит Аллах: "О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела…" (Коран, Сура "Соборная", аят 9). Посещение проповедей Ид не является обязательным, и человеку разрешается уйти, однако, если он остался, он не должен ни с кем разговаривать".

Изменение маршрута по возвращении с места совершения молитвы

Джабир Ибн Абд-Аллах (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) обыкновенно изменял пути в день Ид (Аль-Бухари, 986).

Также есть свидетельства, что Пророк (мир ему и благословение) выходил, совершал молитву без азана и икамы, затем он возвращался другой дорогой. Считалось, что избрание человеком двух маршрутов должно было свидетельствовать в его пользу в День Воскрешения, поскольку в этот День земля заговорит обо всем, что вершилось на ней - и добре и зле. Также говорили, что делалось это для демонстрации символов и обрядов ислама на обеих дорогах - поминания Аллаха, издания фатв, установления примера, подаяния милостыни нуждающимся и посещения родственников.





Наш Telegram @VerrDi для настроения
Наш Instagram - @oppps_verrdi для улыбок





Комментарии:



Поиск по сайту
Архивы
© 2017   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //