О красоте черно-белой фотографии

Подписывайтесь на Телеграм-канал @good_collection

Явление черно-белой фотографии, как направления фотоискусства, в начале XXI в. часто вызывает непонимание у современной общественности. Как уже писалось, развитие технологий формирования фотографического изображения вообще стирает понятие «фотографии» как таковой, и порождает новое течение в искусстве — именуемое «цифрографией». В чем же существенное различие, кроме собственно физико-химических аспектов формирования конечного изображения? Попробуем разобраться. Но обо всем по порядку.

Итак, в формулировке прозвучало определение «искусство», а ведь многие фотографию искусством не считают, искусство в понимании некоторых — это то, что мы имеем честь лицезреть в Эрмитаже, Русском музее и т.д. Произведение искусства же в первую очередь искусственно, то есть создано человеком, а во вторую очередь уникально, то есть создано в единственном числе. Восприятие же того или иного произведения искусства — вещь сугубо субъективная, кому-то портрет любимой, сделанный собственными руками, гораздо ближе шедевров Дали, кто-то впадает в экстаз от Шагала, другим импонируют акварели друга.


Что же является «истинным» искусством и достоянием государства, нам, как правило, диктуют культурологи и искусствоведы. Я же, опираясь на вышеизложенное определение, не считаю, например, черный квадрат Малевича произведением искусства, так как он не соответствует второму требованию — то есть был создан в нескольких экземплярах, а следовательно — не уникален. В то же время, фотография «Я с Бобиком на даче ем шашлыки» как раз произведением искусства является, так как она уникальна и создана человеком (автором) — попробуй, повтори, что называется.

Разобравшись теперь с определением произведения искусства, предположим, что мы пришли в гости к другу и листаем его семейный альбом, а во многих фотографических изданиях есть даже пренебрежительный термин — «фото для семейного альбома». Мы листаем альбом и действительно, нам скучно, так как фотографии однообразны, ракурс не тот, резкости нет, лица изображенных нам не знакомы и т.д., но вдруг раз, одна из фотографий привлекла наше внимание, чем-то зацепила. Значит, есть что-то, что позволяет нам различать «хорошие» и «плохие» фотографии. И дело здесь не во вкусе, это как раз понятие субъективное. Дело здесь в эмоциональной составляющей. Хорошая фотография должна вызывать эмоции. Сопереживание, радость, желание, созерцание, спокойствие, умиротворение, жалость, гнев, … продолжите список сами.

Да, любая фотография будь то портрет, репортаж или пейзаж, должна нести эмоциональную нагрузку, должна быть содержательна. Это не касается, конечно, документальной фотографии, констатирующей тот или иной факт (фиксирующей объект).

Вот здесь я бы хотел вспомнить вопрос, которым мы задались в начале эссе: зачем нужна черно-белая фотография? Да ведь это же и есть квинтэссенция эмоций, сжатая до цветовой лаконичности, отбросьте ненужные цветовые пятна, почувствуйте суть. Любой сюжет может быть запечатлен в цвете, но не любой достоин стать черно-белым.

Пионер светомузыки — А.Н. Скрябин — соотносил музыкальные произведения с игрой цвета. Многие ли из вас видели все это цветопредставление в совокупности? Хуже ли стала музыка без цвета? Мне, например, не нужно видеть перед глазами цветную картинку, под действием музыки картины формируются сами собой на основании эмоционального состояния человека. Некто Адамс (создатель зонной теории экспонирования) ползал по парку Йосемите (США) с деревянной треногой и снимал черно-белые шедевры, которые вошли во все учебники по фотографии и стоят сейчас на аукционах больших денег (хотя это не показатель, конечно). Много ли мы знаем цветных фотографий Йосемите, которые были бы столь совершенны? Отвечу за себя: лично я не знаю ни одной.

Что же касается явления цифрографии, то в настоящий момент не нужно часами просиживать в душной ванной с тусклым красным светом, дыша испарениями фенидон гидрохинона. Достаточно просто нажать на кнопку «убрать цвет» и вот перед вами черно-белая фотография. Однако эта простая на первый взгляд функция одновременно является и своеобразным фильтром: вот мы убрали с фотографии цвет — и на ней ничего не осталось, кроме ярких, усиленных фотошопом цветных пятен, фактур и т.д. на ней оказывается ничего не было. Не было игры тени и света, не было души — были только маленькие цветные точки, много-много маленьких цветных точек.

Существует мнение (во многом спорное), что водка — самый честный алкогольный напиток, так как только водку пьют исключительно, чтобы захмелеть и не прикрываются при этом вкусовыми или иными высокоэстетичными позывами. «Ах, какая замечательная полнотелая, легкая, питкая водка урожая … года, налейте-ка еще стаканчик» — не правда ли смешно?

Так вот черно-белая фотография — это самая честная фотография, она не прикрывается цветной шелухой, она либо сразу «цепляет» либо — нет, здесь нельзя сказать: «фото конечно ни о чем, но зато какие цвета!»

Я попытался доказать вам что черное — это белое, а белое на самом деле — черное. Соглашаться со мной или нет — решать вам. Поэтому предлагаю дискуссию считать открытой!

Для иллюстрации текста предлагаю вашему вниманию несколько фотографий, явившихся плодом нескольких поездок по Русскому северу. Проект получил название «Черно-белая Россия». Почему Россия — черно-белая? Что за пессимизм? Неужели все так плохо? Наверняка спросят многие из вас, и в тоже время про себя отметят, что идея не совсем оригинальна. Вполне вероятно, тем не менее, хотелось бы показать вам именно Черно-белую Россию, как противовес России цветной, столичной, показать ту суровую красоту, к которой мы не успеваем приглядеться, перемещаясь в быстром ритме современной жизни. Такой увидел Ее я. И поверьте мне, это стоило того.






Комментарии:

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.


Поиск по сайту
Архивы
© 2023   ОПТИМИСТ   //  Вверх   //